Остров сокровищ: конспект индивидуальной логопедической НОД в подготовительной группе

Первушина Жанна Вячеславовна

Учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №9 г. Льгова", г. Льгов, Курская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Первушина Ж.В. Остров сокровищ: конспект индивидуальной логопедической НОД в подготовительной группе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 15.11.2019).

Заказ № 110404


 

Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] на материале темы «Поиск сокровищ».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
  • уточнить правильную артикуляцию звука [Р];
  • упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
  • продолжать учить подбирать слова-антонимы.
  • закрепить зрительный образ буквы [Р].

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышление, 
  • связную речь.
  • развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
  • продолжать развивать длительный плавный выдох.
  • творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к речевым играм.
  • воспитыватьсамостоятельность, инициативность, ответственность.
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:игрушка попугай Рома, письмо-карта, компьютер, микрофон, презентация, магнитные доски с играми:

  • магнитная доска - необитаемый остров с буквами островками, парусник с буквой Р;магнитная доска - рисунок (Буква Р решила порыбачить); 
  • магнитная доска - картинки утонувший корабль, лодка и парусник, груз - кубики; магнитная доска - картинки Веселые рыбаки, ведерки со схемами для звукового анализа, позиция звука в слове, картинки рыбки; шкатулка с монетками-картинками, буквы.

 

Ход занятия

1.Орг. Момент.

Логопед:Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Посмотри у нас сегодня гости, давай поздороваемся с ними.

Ребенок:Здравствуйте.

Логопед:А ты любишь путешествовать?

Тогда сегодня мы отправимся на поиски сокровищ.

Для поисков сокровищ нужна карта.

Смотри к нам в гости пришел попугайчик Рома и у него есть карта. Он предлагает нам вместе отправиться на поиск сокровищ. Рома будет нам помогать.

2.Сообщение темы и цели. Как ты думаешь, с каким звуком мы будем учиться произносить слоги и слова на занятии? Назови первый звук в слове Рома.

Ребёнок называет звук (р-р-р-).

3.Артикуляционная гимнастика. Чтобы найти сундук с сокровищем, нам надо будем правильно выполнить все задания, где надо произносить звук Р. Для этого, давай разомнем свой язычок и сделаем гимнастику (Выполнение упражнений - презентация)

4.Произношение звука Р в словах, слоговых сочетаниях, связной речи

- Мы подошли к морю. Для того, чтобы отправиться в путешествие нам нужен водный транспорт. Какой водный транспорт ты знаешь? Чтобы он появился нужно правильно повторить слоги: пра, про, пры, ора, ура, ору, кры, кру и т.д. (Появляется парусник).

А для того, чтобы он поплыл, нужно правильно произнести его название: лодка с парусом – это парусник. Смотри на карту, какое направление мы выбираем дальше.

Мы приплыли на остров. Что вы видишь? Есть ли там люди? Значит это какой остров? Необитаемый остров. 

Остров. Магнитная доска. (необитаемый остров с буквами островками, парусник с буквой Р) 

Произнесение звука р в слогах.

Посмотри, наш парусник подплывает к разным островкам со своим названием. Скажи, что получиться если он подплывет к ним. 

Р_______А,

Р_______Ы,

Р_______Э,

Р_______У,

Р_______О

Молодец, но нам пора дальше. Смотри на карту, какое направление мы выбираем.

Остров. Магнитная доска. (Буква Р решила порыбачить)

Буква Р решила порыбачить. Посмотри, какие красивые рыбки плавают в нашем пруду, и прочитай слоги, которые на них написаны. Давай поймаем только тех рыбок, на которых написаны слоги, где Р стоит в начале. От этих рыбок рисуй стрелочку к ведру. А рядом с рыбками, на которых написаны слоги, где Р в конце, нарисуй волны. (карточка, карандаши).

Отправляемся дальше в путь. Смотри на карту, какое направление мы выбираем.

 

Остров. Магнитная доска (картинки - утонувший корабль, лодка и парусник, кубики). Смотри, здесь утонул какой-то корабль. Назови предметы, которые были на корабле. (кубики с картинками)

Нужно переправить предметы с парусника на лодку и парусник. Предметы, в названиях которых есть Р переправляем на парусник. Предметы, в названиях которых звук Л – переправляем на лодку. 

Смотри на карту, какое направление мы выбираем дальше.

Остров. Магнитная доска. (Рыбаки схемы, звуковой анализ, позиция звука в слове) (картинки рыбаки и картинка со схемами, рыбки. помочь разложить рыбок в правильные ведра)

5. Физкультминутка.

Посмотри какие красивые рыбки у нас

Посмотри скорей, мой друг!

Рыбы плавают вокруг:

Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила.

Рыба-удильщик и рыба-пила. Плывем дальше по карте.

Остров. Презентация.

Мы попали на остров, где живёт …крокодил. Его нужно накормить. Далее ответы на вопрос на слайде.Какой маршрут дальше по карте?

Остров. Презентация Мерсибо (Дыхательная гимнастика)

Обезьяны.Мы попали на остров обезьян. Они просят нас помочь собрать бананы.

А на этом острове еще живет пират, давай его рассмешим, и он станет добрым.

Пират Усач. (дыхательная гимнастика)

А вот здесь нас встречает еще один пират. Какой он?

Какой пират:

Он не молодой, а … старый.

Не плохой, а … хороший.

Не злой, а … добрый.

Не сердитый, а … радостный.

Не растрепанный, а … аккуратный.

Не ленивый, а … трудолюбивый.

Не глупый, а … мудрый.

ПрезентацияЗрительная гимнастика.

Остров. Презентация. Сундуки.

- Вот мы и нашли сокровище. Помоги попугаю, найти нужный сундук. Называй слова и двигайся по картинкам согласно схемам. Сначала по дорожке со словом из одного слова, затем из двух слогов, а потом из трёх. 

Упражнение в звуковом анализе.

- Собери буквы, согласно схеме, и мы узнаем, что за сокровище спрятано в сундуке. (РУБИН)

- Молодец! Посмотри, а в шкатулке еще что-то есть, это старинные монетки, что нарисовано на обратной стороне монет?

6. Итог. Мы возвращаемся домой, путь наш был долгим. Какой звук мы учились правильно произносить. Давай вспомним слова со звуком р. Молодец! Ты справился со всеми трудностями. Выбери на память себе любую старинную монетку.