Подгрупповое логопедическое занятие "Дифференциация звуков [С]-[С’]"

Некрасова Ольга Александровна

Учитель-логопед, МБДОУ № 7, г. Полярные Зори, Мурманской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Некрасова О.А. Подгрупповое логопедическое занятие "Дифференциация звуков [С]-[С’]" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 110380


 

Цель: продолжать дифференцировать звуки [С]-[С’].

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить правильное произношение звуков [С]-[С’], давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков [С]-[С’] в словах,
  • учить определять место звука в слове (начало, конец, середина),
  • познакомить с буквой С, которая обозначает два звука [С]-[С’], её графическим изображением.

Коррекционные:

  • развивать фонематическое восприятие и речевой слух, 
  • развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику, а также артикуляционную моторику.
  • развивать память, мышление, 

Воспитательные:

  • воспитывать самоконтроль за собственной речью.

Оборудование: мультимедийное оборудование, картинки с изображением птиц, волшебный мешочек и горшочек, зеркала, мягкие и твёрдые шарики, карандаши и схемы.

 

Ход занятия:

Организационный момент.

Проводится игра «Ушки на макушке». Звучит аудиозапись голосов птиц (сова, соловей, синица и др.). Ребята мы с вами оказались в зимнем лесу. Голоса каких птиц вы узнали? (ответы детей). Молодцы вы узнали всех птиц.

Посмотрите на доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей). Работа в парах: Распределитесь в пары (договаривайтесь между собой, какую птицу вы выбираете?). Ребята выбирают птицу и садятся за столы.

Упражнение на развитие дыхания «Подуй на птицу». Отправим птиц в полет (птицы подвешены на веревочках).

Прежде чем отправиться в путь дальше, необходимо сделать зарядку. Проводится зарядка для языкас зеркалами, все упражнения сопровождаются движениями с руками:

- «месим тесто»,

- «дудочка»,

- «заборчик»,

- «чистим нижние зубки»,

- «гармошка»,

- «киска сердится».

На доске расположены изображения птиц (синица, сорока, снегирь, сова, соловей, воробей). Ребята, какие птицы прилетели? (ответы детей). Проводится игра «Найди лишнюю птицу».

- Какие звуки будем различать, помогут нам узнать птицы. (Ответы детей).

- Правильно сегодня будем различать звуки [С]-[С’].

- В названии какой птицы есть звук [С]. Ответы детей (сова, соловей, сорока).

Игра «Волшебный мешочек».Из мешочка достаньте твердый звук [С] (дети на ощупь выбирают твердый шарик-обозначающий твердый звук [С]). Нашли? Отнесите его в «Волшебный горшочек».

Даем характеристику звука [С].

На мультимедийной доске расположены картинки с артикуляцией звука. Детям необходимо выбрать правильную артикуляцию звука (губы в улыбке, язык в нижней позиции, воздушная струя-холодная и т.д.)

Звук [С] - согласный, твёрдый.

Я произнесу звук [С], а вы из волшебного мешочка выберайте нужный звук (шарик твердый).

Тоже задание только со звуком [С’].

Физкультминутка.( звучит фонограмма голосов птиц)

Встаньте! Что вы слышите? Где мы с вами очутились?

(далее дети выполняют имитацию полёта птиц).

Знакомство с буквой [С].

 - Вспомните, чем отличается звук от буквы?

 - Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С]-[С’]. Это буква [С], (называем как звук).

- Рассмотрите букву [С].. На что она похожа? 

Игра «Путаница»(найди правильное изображение звука [С]). Если, я, показываю правильное изображение - хлопаем, если нет - топаем.

Игра «Что за птицы прилетели»(синица и сова, и др). Какая птица справа, кто слева? (ориентировка в пространстве). Характеристика первого звука в названии птиц. Выбираем нужный шарик из волшебного мешочка.

Игра « Звуковые» домики.

- Возьмите карточки с картинками и самостоятельно раскрасьте комнаты нужным 

цветом для согласного звука [С].

В нашем «Волшебном горшочке» уже сварилась каша, пойдемте кормить птиц.

Итог занятия.

 - Давайте поблагодарим наших гостей птиц за то, что принесли 

нам такие интересные задания и под пение птиц проводим их в лес.

- Рефлексия.