Эссе "Актуальные проблемы психологического сопровождения личности в инновационном образовании"

Кожентаева Марина Петровна

Педагог-психолог, МБДОУ "Детский сад № 8 "Сказка" г. Горно - Алтайска", Горно - Алтайск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Кожентаева М.П. Эссе "Актуальные проблемы психологического сопровождения личности в инновационном образовании" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 109863


 

Развитие компьютеризации в современном мире привело к возникновению одной из актуальнейших проблем общества, это компьютерная зависимость подрастающего поколения, что непосредственно коснулось и системы образования.

Мобильный телефон, планшет, компьютер техника, без которой современный человек уже не представляет свою жизнь. А возраст пользователей этими устройствами уже снизился до минимума. Безусловно, компьютеризация вех областей жизни человека, которая мчится в очень быстром темпе, облегчает его существование, но, не смотря на все положительные стороны, есть и отрицательное влияние инновационных технологии.

Одной из этих проблем являются негативные психологические последствия взаимодействия человека, в особенности ребенка с компьютером. Мы, не редко, можем наблюдать как ребенок, который едва ли научился держать, что-либо в руках, держит телефон или планшет. У взрослых свои дела, проблемы, которые нужно срочно решить, а ребенок, требующий внимания, отвлекает и поэтому ему вручается телефон, который займет его на некоторое время. Нельзя отрицать и тот факт, что компьютер может быть и помощником, существуют и познавательно-развивающие мультфильмы, а также игры. Однако у детей постоянно увлекающихся просмотром мультфильмов и компьютерными играми, быстро возникает устойчивая привычка и зависимость, что может разрушить формирующуюся психику ребенка и привести к дезадаптации. Зависимость от компьютерных устройств приводит к снижению показателей не только физического здоровья (снижение зрения, снижение двигательной активности, сколиоз), но и психологического здоровья формирующегося организма. 

Бесконтрольное пребывание ребенка за компьютером оказывает значительное влияние на его психику, которое может быть негативным: 

Это нарушение восприятия, ребенок часто увлекающийся компьютерными играми, может плохо сопоставлять события виртуального и реального мира. Например, у героев компьютерных игр есть физические возможности, которых нет у реального человека, это перепрыгивание с крыши на крышу, несколько жизней. Все это ребенок может попытаться повторить и в реальной жизни, что может привести к необратимым последствиям.

Излишняя агрессия. Многие компьютерные игры имеют жестокий сюжет, главный герой которого всего добивается с помощью физических сил и насилия. В подсознании ребенка внедряется установка, что всего желаемого можно добиться с помощью агрессии и насилия.

Учеными доказано, что психо-познавательные процессы формируются через непосредственный тактильный, зрительный и слуховой контакт с окружающим миром. Не достаточное развитие мелкой моторики, так как клики мышкой и клавиатурой не могут этому поспособствовать. Виртуальный мир препятствует живому общению между людьми, развивает эгоизм и изолированность, ведь сюжет многих игр основан на том, что, выживает сильнейший или каждый сам за себя. Значительно сократилось число групповых подвижных игр на свежем воздухе, совместные сюжетно-ролевые, приключенческие игры, развивающие воображение. 

Ребенок дошкольного возраста, посещающий дошкольное образовательное учреждение, имеет возможность пройти все этапы нормального формирования личности, на сколько это возможно организовать в детском саду. Не малую роль играет и семья, которая является основным источников при формировании личности ребенка.

По моему мнению, причиной того, что наши дети стали зависимы от гаджетов, является элементарная родительская лень, не желание взрослого организовать для своего ребенка интересный и полезный досуг. Придя домой после рабочего дня, забрав ребенка из детского сада, первым делом думая о том, чтобы отдохнуть, а ребенку, которому требуется внимание включается телевизор или вручается телефон. После всего этого во всем обвиняется ребенок. Однако практический опыт доказывает, что если ребенку предложить взамен, что-то увлекательное, то он быстро переключится. Так например ребенок 3 лет, который сидел дома с мамой проводил за телефоном в общем около 3 часов в день после того, как стал посещать детский сад сократил это время до минимума, заменив его играми, чтением, конструированием. У ребенка значительно обогатился словарный запас, появилась потребность в общении. Все это связано с тем, что в детских садах правильно построена система воспитания и образования детей. 

С видением в систему инновационного образования, проблема психологического сопровождения детей подверженных группе риска, осталась так же актуальной. Образовательный процесс строится на основе гармоничного сочетания традиционных и инновационных техник и методик, целью которых является всесторонне развитая гармоничная личность, так же подразумевает психологическое сопровождение ребенка в течении всего дошкольного образовательного процесса.

Несмотря на то, что современный мир претерпевает глобальные изменения, которые так же коснулись системы образования и направлены на повышения уровня и качества образования, мы не должны лишать детей настоящего детства.