Проект "Менеджмент компетентного педагога"

Давыдова Наталья Михайловна

Учитель начальных классов, МБОУ Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1, г. Казань

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Давыдова Н.М. Проект "Менеджмент компетентного педагога" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 106740


ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье 1-6


Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

(Китайская притча)

В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент – это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса. 

Таким образом, руководителя школы и заместителей директора можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:

  • возможность перехода построения отношений из вертикальной системы в горизонтальную систему профессионального сотрудничества, который обеспечивает корпоративный стиль управления. Данный стиль учитывает личностные качества сотрудников и более глубокий подход к образовательной деятельности, направленной на достижение максимально эффективных результатов;
  • обеспечение в коллективе (между педагогами и воспитанниками, между педагогами – стажерами и молодыми специалистами) комфортного психолого-педагогического климата.

Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель директора и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда – это речь, язык.

Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.

Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.

Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.

Актуальность проекта:

Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в школе молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах школы. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в школе методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения – учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества         молодого педагога. 

Приоритетными аспектами методической работынаначальном этапе вхождения молодого педагога в образовательную средуявляются:

  1. От того, насколько легко молодой педагог преодолеет этап вхождения в образовательную среду школы, зависит его становление как профессионала и его верность выбранной профессии. Обязательно учитывается то, что при поступлении на работу молодой специалист испытывает психологический стресс: новый коллектив коллег, родителей, воспитанников, теория знаний есть, а практики – нет. 
  2. Высокие требования к профессиональной компетентности (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012г.), т.е. одинаковые требования предъявляются как к педагогам-стажерам, так и к молодому специалисту, а так же период реформ в сфере образования ставит в тупик молодого специалиста.

Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в школу, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие педагоги в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты: 

- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;

- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;

- неадекватно оценивают свои возможности;

- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.

Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент молодых специалистов в ОУ», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная работа в нашем учреждении работает уже несколько лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере начального школьного образования Габдракипова Роза Абделькасимовна (стаж работы 37 лет, ведущий учитель, в сфере ОБЖ и военной подготовки Фомин С.А. (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория). Так же, в данной работе принимают участие и другие педагоги нашего района, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива Высокогорской средней школы №1.

Тип проекта: учебно-методический

Срок реализации проекта: долгосрочный

Участники проекта: Методическая служба школьного объединения, педагоги-наставники, молодые педагоги.

Цель проекта:

Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.

Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:

  1. Раскрыть профессиональный, творческий потенциал молодых педагогов через работу в «Школе наставничества» при помощи особенностей системы управления (менеджмента) творческим коллективом;
  2. Определить стратегию развития проекта «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов»;
  3. Обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста, определить перспективы и пути дальнейшего совершенствования профессиональной компетентности педагога;

Принципы проекта:

  1. Проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» использует гибкость и возможность выбора уровня повышения своей квалификации, консультационное сопровождение, преимущество деятельностных форм обучения молодого специалиста данного объединения. 
  2. Важной установкой для молодого педагога является формирование представлений о разных подходах и технологиях менеджмента, предоставления права молодому специалисту действовать с помощью того инструментария, который (ситуационный подход, системный подход, процессный метод, количественные методы и пр.) ему предпочтителен.
  3. Работа проекта способствует тому, чтобы в нашем детском школьном учреждении работают творческие педагоги, реализующие свой внутренний потенциал и способствующие повышению престижа профессии учитель. 
  4. Реализация системы работы проекта способствует также эффективной организации молодых педагогов, как одного из управленческих циклов системы образовательного менеджмента – работы с молодыми специалистами, в частности, и с педагогическим коллективом в целом. 

В связи с этим мы предполагаем такие результаты:

При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике , района, города и региона.

В организации работы данного проекта можно выделить следующие направления

-       адаптационная работа (анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3); 

-      методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности – психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3, 4);

-      мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.). 

-      организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).

Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:

  • педагогическое проектирование;
  • решение педагогических ситуаций;
  • активно-игровые методы;
  • профессиональные конкурсы;
  • документальный анализ;
  • написание творческих работ;
  • дискуссионный способ;
  • посещение открытых мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
  • совместная с наставником работа по подготовке педагогических мероприятий и др.;

 

Циклограмма методической работы с молодыми педагогами:

 

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

1 этап работ: адаптационный

Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации.

- Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов.

-Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога.

Сентябрь

Посвящение в учителя МБОУ «ВСОШ №1»

Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественной части собрания, посвященной Дню Учителя.

 октябрь

 «Школа наставничества»

Работа по плану (Приложение 6)

Апрель-декабрь

Бенефис молодого педагога

Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника.

декабрь

 

2 этап работы: коучинг

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы.

Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Составление характеристик учащихся класса с учётом возрастных особенностей учащихся.

Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики классных коллективов.

Ноябрь

Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности.

Основы самоанализа урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. 

Январь

Непосредственно образовательная деятельность в МО молодых специалистов.

Советы молодому учителю по подготовке к уроку. Совместный анализ урока (учитель-наставник и молодойспециалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации.

Март

 «Школа наставничества»

Работа по плану

Сентябрь-апрель

Методическая выставка достижений молодого учителя.

Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение портфолио), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности.

Май

*Коучинг – раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности 

3 этап работы

Тема

Краткий обзор рассматриваемых вопросов

Дата

Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации

Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года.

Сентябрь

Аттестация. Требования к квалификации

Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого

Ноябрь

Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. (Сингапурских структур обучения)

Система нестандартных занятий, в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию).

Декабрь

Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми.

Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т.п.).

Февраль

Социальный заказ общества.

Модель выпускника школы. 

Апрель

 «Школа наставничества»

Работа по плану

Сентябрь-апрель

Успешность педагогической деятельности: «Наказ бывшего стажёра».

Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов». Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого учителя? Клятва-напутствие молодого специалиста.

Май

Уровень профессионального роста молодого специалиста на 1 этапе.

 

 

Заключительный этап:

 – контрольно-оценочный позволил сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. В рамках третьего этапа были использованы те же диагностические материалы, что и на первом этапе, но в другом оформлении и порядке составления вопросов и заданий. 

Интерпретация результатов мониторинга уровня профессионализма молодых учителей в вопросах наставничества позволяет сделать выводы о том, что у 3-х из 4-х педагогов значительно улучшилисьличностно ориентированные отношения с коллегами—учителями, способствующие эффективному оказанию помощи и поддержке молодым работникам образования. 2-е из них научились дифференцированно и целенаправленно планировать и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег. У всех педагогов наблюдается нестандартный творческий подход к решению проблемных ситуации в практике педагогической деятельности. У них значительно повысилсяинтерес и мотивация к самообразованию и наставнической деятельности, сотрудничеству с коллегами

 

Литература:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
  2. Воропаев В.И. Управление проектами в России. М., 1995.
  3. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2003.
  4. Панов А.И. Проектная и экспертная работа в образовании. Томск, 1998.
  5. Родионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб., 1996.
  6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб.