Давыдова Наталья Михайловна
Учитель начальных классов, МБОУ Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1, г. Казань
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Давыдова Н.М. Проект "Менеджмент компетентного педагога" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 106740
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье 1-6
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
(Китайская притча)
В то время, когда возникло понятие менеджмента, оно было применимо исключительно к бизнесу. В настоящее время менеджмент – это не только управление в деловой сфере, но и в любой другой, в том числе, в образовании. Менеджмент в области образования – это совокупность или, так называемый, комплекс методов, принципов и приемов управления, которая отвечает за высокую эффективность образовательного процесса.
Таким образом, руководителя школы и заместителей директора можно считать менеджерами воспитательно-образовательного процесса в целом. Основными отличительными возможностями менеджмента в сфере образования являются:
Менеджмент в образовании обладает своей спецификой и характерными только для него закономерностями. Эту специфику определяют предметы, продукты, орудия и результаты труда. Менеджер образовательного процесса в качестве предмета своего труда видит деятельность управляемого им субъекта (в данном случае заместитель директора и молодой специалист). Продукт труда – это информация, а орудие труда – это речь, язык.
Результат педагогической деятельности может быть двух видов. К первому виду относятся такие функциональные продукты деятельности как занятия, методы и методики. Результатами второго вида являются психологические продукты деятельности, другими словами проявляются те или иные проявления личности педагога. Главный результат методической деятельности заключает в себе становление личности молодого педагога.
Можно сказать, что менеджмент в образовании обладает отчасти творческим началом, раз наиболее важная его составляющая – педагогическая деятельность, направленная на формирование личности, которая по сути своей неповторима и уникальна.
Таким образом, проект «Менеджмент в творческом коллективе молодых педагогов» приурочен к направлению в решении социальных, образовательных проблем – менеджменту в образовании. Данный проект, прежде всего, предполагает активное участие всех педагогических кадров и непосредственную работу молодых педагогов.
Актуальность проекта:
Сегодня, во время глобальных изменений в системе образования, вопрос о работе в школе молодых специалистов поднимается на разных уровнях. А между тем по-прежнему существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и как удержать их там. Проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста, а также создание условий для его творческого роста вполне можно решить в стенах школы. В этом и заключается актуальность и социальная значимость данной проблемы. Таким образом, оказать помощь молодому педагогу в этом может грамотно организованное в школе методическое сопровождение. Задачи такого сопровождения – учесть все факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества молодого педагога.
Приоритетными аспектами методической работынаначальном этапе вхождения молодого педагога в образовательную средуявляются:
Итак, учитывая данные вопросы, при поступлении молодого педагога на работу к нам в школу, мы проводим первичное анкетирование (Приложение 1.). Далее, проведя следующее анкетирование молодых педагогов нашего мы изучаем уровень творческого потенциала, педагогического статуса, затруднений, которые испытывают начинающие педагоги в ходе организации воспитательно-образовательного процесса (Приложение 2). Результаты анкетирования часто показывают, что молодые специалисты:
- с трудом применяют полученные теоретические знания на практике;
- имеют недостаточный опыт общения и работы с детьми;
- неадекватно оценивают свои возможности;
- имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста.
Таким образом, видя, что данная работа требует поддержки со стороны методической службы, мы разработали проект «Менеджмент молодых специалистов в ОУ», в рамки которого включили «Школу наставничества». Данная работа в нашем учреждении работает уже несколько лет. Наставниками для молодых специалистов являются педагоги с большим стажем и опытом работы в сфере начального школьного образования Габдракипова Роза Абделькасимовна (стаж работы 37 лет, ведущий учитель, в сфере ОБЖ и военной подготовки Фомин С.А. (стаж работы 35 лет, ветеран педагогического труда, отмечена знаком «Почетный работник общего образования», первая квалификационная категория). Так же, в данной работе принимают участие и другие педагоги нашего района, давая возможность молодым специалистам ознакомиться с опытом работы всего коллектива Высокогорской средней школы №1.
Тип проекта: учебно-методический
Срок реализации проекта: долгосрочный
Участники проекта: Методическая служба школьного объединения, педагоги-наставники, молодые педагоги.
Цель проекта:
Повышение профессиональной компетентности молодых специалистов с использованием системного подхода в управленческой деятельности через постепенное вовлечение молодого педагога во все сферы профессиональной деятельности, а также формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании; работать над формированием индивидуального стиля творческой педагогической деятельности, опираясь на достижения передового педагогического опыта.
Исходя из этого, нами намечены следующие задачи:
Принципы проекта:
В связи с этим мы предполагаем такие результаты:
При использовании системного подхода в управленческой деятельности «Школы наставничества» по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов молодые педагоги быстро адаптируются к работе, избегут моментов неуверенности в собственных силах, наладят успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформируют мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскроют свою индивидуальность и начнут формирование собственной профессиональной траектории и имиджа, с учетом общественного интереса и участия в образовательной политике , района, города и региона.
В организации работы данного проекта можно выделить следующие направления:
- адаптационная работа (анкетирование для знакомства, анкетирование на выявление затруднений в работе, закрепление педагога-наставника за молодым специалистом; заполнение диагностических карт роста педагогического мастерства (Приложение 3);
- методическая и психологическая поддержка (формирование позитивной установки на преодоление трудностей, развитие чувства востребованности и социальной защищённости, освоение им основ саморегуляции в профессиональной деятельности – психологические тренинги, консультации, рекомендации, памятки, тестирование и др.) (Приложение 3, 4);
- мотивация самообразования (семинары, взаимопосещения, консультационные дни и др.).
- организация профессиональной коммуникации с заполнением соответствующих карт (курсы повышения квалификации, тренинги, сетевые взаимопосещения, подготовка материалов к Совету педагогов, работа с родителями и др.) (Приложение 5).
Основные способы вовлечения педагогов в процесс повышения квалификации:
Циклограмма методической работы с молодыми педагогами:
Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
1 этап работ: адаптационный |
||
Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. |
- Изучение «Закона об образовании», документов Министерства образования, локальных актов. -Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки карьеры молодого педагога. |
Сентябрь |
Посвящение в учителя МБОУ «ВСОШ №1» |
Традиционно посвящение в учителя проводится на торжественной части собрания, посвященной Дню Учителя. |
октябрь |
«Школа наставничества» |
Работа по плану (Приложение 6) |
Апрель-декабрь |
Бенефис молодого педагога |
Организуется проведение творческого отчётного вечера-концерта, на котором молодые учителя представляют себя не только как молодых педагогов, но и как увлечённых, инициативных молодых людей со своими интересами, талантами. Творческий отчет учителя-наставника. |
декабрь |
2 этап работы: коучинг
Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
Изучение нормативно-правовой базы. |
Анализ изменений в программах, комплексно-тематических и календарных планах, других документах к началу учебного года. |
Сентябрь |
Составление характеристик учащихся класса с учётом возрастных особенностей учащихся. |
Изучаются основы составления психолого-педагогической характеристики классных коллективов. |
Ноябрь |
Основы целеполагания образовательной деятельности. Самоанализ непосредственно образовательной деятельности. |
Основы самоанализа урока. Самоанализ по качеству цели и задач урока. Десять вопросов молодого педагога при использовании информационных или инновационных технологий. Памятка для проведения самоанализа урока. |
Январь |
Непосредственно образовательная деятельность в МО молодых специалистов. |
Советы молодому учителю по подготовке к уроку. Совместный анализ урока (учитель-наставник и молодойспециалист) – эффективный способ внутреннего повышения квалификации. |
Март |
«Школа наставничества» |
Работа по плану |
Сентябрь-апрель |
Методическая выставка достижений молодого учителя. |
Уровень профессионализма молодого учителя (заполнение портфолио), систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности. |
Май |
*Коучинг – раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности
3 этап работы
Тема |
Краткий обзор рассматриваемых вопросов |
Дата |
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации |
Изучаются документы: проводится анализ изменений в программах, планах, других документах к началу учебного года. |
Сентябрь |
Аттестация. Требования к квалификации |
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников (соответствие занимаемой должности\соответствие 1 кв. категории). Портфолио аттестуемого |
Ноябрь |
Нестандартные формы урока. Использование информационных технологий. (Сингапурских структур обучения) |
Система нестандартных занятий, в планах методической работы. Информационные технологии в воспитательно-образовательном процессе. Создание продукта деятельности (возможно по самообразованию). |
Декабрь |
Научно-исследовательская деятельность. Методика работы с одарёнными детьми. |
Организация научно-исследовательской деятельности воспитанников. Научно-исследовательская деятельность молодых педагогов (участие в профессиональных конкурсах, конференциях, ярмарках инновационных идей и т.п.). |
Февраль |
Социальный заказ общества. |
Модель выпускника школы. |
Апрель |
«Школа наставничества» |
Работа по плану |
Сентябрь-апрель |
Успешность педагогической деятельности: «Наказ бывшего стажёра». |
Мини-конференция «Перспективы молодых специалистов». Портфолио молодого воспитателя. Анализ карьерных перспектив молодого педагога. Чему наставник научился у молодого учителя? Клятва-напутствие молодого специалиста. |
Май |
Уровень профессионального роста молодого специалиста на 1 этапе.
Заключительный этап:
– контрольно-оценочный позволил сравнить полученные результаты внедрения проекта с исходными данными. В рамках третьего этапа были использованы те же диагностические материалы, что и на первом этапе, но в другом оформлении и порядке составления вопросов и заданий.
Интерпретация результатов мониторинга уровня профессионализма молодых учителей в вопросах наставничества позволяет сделать выводы о том, что у 3-х из 4-х педагогов значительно улучшилисьличностно ориентированные отношения с коллегами—учителями, способствующие эффективному оказанию помощи и поддержке молодым работникам образования. 2-е из них научились дифференцированно и целенаправленно планировать и организовывать работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающих коллег. У всех педагогов наблюдается нестандартный творческий подход к решению проблемных ситуации в практике педагогической деятельности. У них значительно повысилсяинтерес и мотивация к самообразованию и наставнической деятельности, сотрудничеству с коллегами
Литература: