Формативное оценивание как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса

Ромашова Людмила Валерьевна

Учитель начальных классов, ГУ "Средняя общеобразовательная школа № 27 города Павлодара", г. Павлодар

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ромашова Л.В. Формативное оценивание как фактор повышения качества учебно-воспитательного процесса // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 109018


 

Когда система оценивания соответствует целям и задачам образовательного процесса, она становится эффективным механизмом повышения его качества. Одним из таких механизмов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.  Этот тип оценивания направлен  на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания. Формативное оценивание отличается от существующих методов оценки прежде всего тем, что оно дает возможность учителю работать с каждым учеником на индивидуальном уровне и на систематической основе, диагностировать недостаточное владение материалов учащимися на ранних этапах и помогает учителю организовать учебный процесс.

Одна из возможных причин – неудачи, неуспешность. Если у ребенка нет надежды на успех в деле, которым он занят, у него появляется альтернативный вариант поведения – избегание неудач. В связи с этим на первый план выходит задача поиска эффективных путей реализации оценочной функции учителя, так как оценка (в любом виде) является одним из компонентов образовательной деятельности, ее регулятором, показателем результативности не только учащихся, но и педагогов. Когда успех становится в некоторой степени устойчивым, постоянным в той или иной мере, начинается своего рода “цепная реакция”, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности наших учеников в силу вполне естественного стремления избегания неудачи, у них меняется уровень самооценки, самоуважения, степень внутреннего и внешнего признания их достижений (пусть даже самых незначительных). 

Таким образом, представленные механизмы реализации модели школьной оценки расширяют мотивационно-смысловую основу обучения, стимулируют ребят к активной творческой работе, формируют успешность в учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает качество образования.

Любой урок, построенный по новомодной технологии или традиционный, невозможен без оценивания. Поэтому оценочная роль учителя – самая важная в создании ситуации успеха на уроке и вне его.

Надо помнить, что целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения. Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем  совместно с учащимися для улучшения результатов обучения.

Формативное оценивание может быть краткосрочным (моментальное оценивание работы) и долгосрочным (поэтапное оценивание деятельности на протяжении всего урока).

Вопросы решаемые оцениванием могут быть различные, в зависимости от специфики предмета, класса, целей и задач урока, например: 

– умение видеть ошибку;

– задать вопрос;

– предложить ход решения;

– аргументировать;

– привести пример;

– выполнить схему, рисунок;

– другой способ решения.

В процессе формативного оценивания своей деятельности, наиболее эффективными были отмечены следующие техники оценивания:

Техника

Процедура использования техники

Светофор

У каждого ученика имеются карточки 3х цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать  сигналы карточками, обозначающие их понимание или непонимание материала.

По итогам опроса учитель просит  учеников ответить на вопросы по пройденной теме. К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли):

-Что Вы поняли?

К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки с вопросом:  - Что Вам не понятно? 

По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.

Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)

После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:

1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.

2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.

Трехминутное эссе

Вопрос на одну минуту (трехминутное эссе) – это целенаправленный вопрос, ответ на него может занять 2-3 минуты.

Например: 7 класс.

Тема: Причастный оборот

После прохождения темы для выяснения уровня понимания учащимися темы, учитель задает вопрос: Как вы думаете, что является для вас главным и что осталось непонятным по данной теме? Затем он просит написать ответ в течение одной минуты. После написания  учитель выборочно может попросить учащихся озвучить эссе.

Речевые образцы (подсказки)

Учитель может давать учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.

Например: 5 класс.

Тема: Глагол

Глагол- это часть речи, которая обозначает_________________ и отвечает на вопросы__________ . Глагол бывает   ________ времени. В предложении глагол является ___________________ и т.д.

Оценивая работу мастер – класса, было предложено составить сборник форм и приёмов формативного оценивания.