Волшебное электричество: конспект НОД (подготовительная группа)

Нищерякова Анастасия Александровна

Воспитатель, МБДОУ "ЦРР- детский сад №31"Крепыш", г. Инта Республика Коми

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Нищерякова А.А. Волшебное электричество: конспект НОД (подготовительная группа) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.11.2019).

Заказ № 108586


 

Цель: Формирование у детей элементарных представлений о статическом электричестве, его значение в жизни человека.

Задачи: 

Образовательные: расширять знания детей об окружающем мире; познакомить детей с причиной возникновения и появления статического электричества, и возможность снять его с предметов; показать взаимодействие двух наэлектризованных предметов; уточнить и расширить представление детей, где в окружающем мире находится статическое электричество; 

Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, любознательности; способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, делать выводы, развивать самооценку;

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость от открытий, полученных из опытов; воспитывать умение работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Расчески по количеству детей, зеркала, 2 воздушных шара на деревянных стойках, проектор, ноутбук, провод 10 метров, проводки для каждого ребенка, пластмассовые палочки, шерстяные тряпочки, бумажные бабочки, бумажные осьминоги, ножницы по количеству детей, карандаши, отрывок из мультфильма Адибу, Советы тетушки совы, музыка.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько к нам пришло сегодня гостей. Давайте с ними поздороваемся.Я рада видеть вас, вы такие красивые, добрые, с хорошим настроением. Давайте с вами поиграем в игру и еще ближе познакомимся друг с другом. Игра называется «Привет». Хлопая по ладоням ребенка, педагог приветствует его. Привет, Максим…, хлопает в ответ педагогу по ладошке. Замечательно. Но кто-то к нам еще спешит, давайте посмотрим на экран.(В телевизоре звучит музыка.) 

В телевизоре появляется Почемучка. (видео) 

Почемучка: Здравствуйте. Ребята я не опоздал? Разрешите представиться. Меня зовут Почемучка. Я все время задаю вопрос «Почему?». Поэтому меня так прозвали.

Воспитатель: Почемучка, почему ты такой растрепанный, что с твоими волосами.

Почемучка: Я сам не знаю. Я собирался к вам в гости и стал причесываться, а мои волосы вдруг перестали меня слушаться. Посмотрите, торчат в разные стороны. И чем больше я их причесываю, тем непослушнее они становятся. Ребята помогите мне разобраться: Почему мои волосы торчат в разные стороны. И что мне сделать, чтобы они снова стали меня слушаться.

Воспитатель: Как вы думаете, что случилось у Почемучки с волосами?

(Дети выдвигают гипотезы, что могло произойти).

Воспитатель: Я предлагаю отправиться в гости к Тетушке Сове. Как вы думаете на чем можно добраться к ней?  Подумайте, не чем бы вы хотели отправится к т. Сове?  Тогда начнем движение. (Играет музыка).

Воспитатель: Я вижу Тётушку Сову. Идем на посадку.  Вот мы и прибыли.

(Сигнал)

Воспитатель: Ой, что-то случилось.  Здесь объявление. Что здесь написано?

(Дети пробуют прочитать, воспитатель помогает)

(ОБЪЯВЛЕНИЕ.  НЕТ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА)

Воспитатель: Ну вот, хотели попасть в гости к тетушке Сове, чтобы узнать у нее, что случилось с волосами у Почемучке. А там нет электричества!!!!

Воспитатель: Ребята, а что такое электричество? Откуда поступает электричество к нам в дома? Беседа с детьми. (ролик Тетушка Сова об электричестве, отрывок)  

Рассказ воспитателя: Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и городам, по проводам и чем-то похожи на реку, только по проводам текут маленькие частички-электрончики. Этот провод – дорожка. (Показ провода для рассматривания) Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, детские сады. 

Воспитатель: Ребята, а электрический ток опасный? Давайте вспомним правила безопасности. Чего нельзя делать с электрическим током? (Картинки о безопасном поведении) 

Воспитатель: Давайте положим наш провод на пол, а сами превратимся в маленьких электрончиков, чтобы доставить электричество в школу тётушки Совы и постараемся пробежать по нему.

Воспитатель: Вот теперь мы можем пройти в нашу лабораторию. 

Воспитатель: Мы только что сказали, что с электрическим током игры плохи. 

Но есть, ребята, еще другое электричество. Оно называется статическое электричество. Это электрический заряд, он не течет, возникает сам по себе при трении различных поверхностей. Оно живет по всюду. 

Воспитатель: Как вы думаете в природе можно встретить статическое электричество?

(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ ГИПОТИЗЫ)

Воспитатель: Давайте посмотрим. (Мультфильм АДИБУ)

Воспитатель: Гроза опасна для человека? 

Дети: Гроза опасна для человека.

Воспитатель: Правильно. Гроза прежде всего опасна разрядом молнии. Она может стать причиной пожаров и нанести вред человеку. Но не всегда статическое электричество может быть опасным. Если его мало, то оно неопасное и если его поймать, то с ним можно поэкспериментировать.

Воспитатель: Проходите, садитесь за столы. Мы уже сказали, что статическое электричество есть везде. А давайте узнаем живет ли статическое электричество в нашей одежде?

Опыт.

Бумажные бабочки. Необходимо взять палочки и потрогать ими бумажных бабочек, которые лежат на столе (Ничего не происходит). Затем зарядить наши палочки электричеством, потерев их о тряпочки и поднести их медленно к бабочкам, бабочки стали притягиваться. Почему? (Мы зарядили палочки статическим электричеством, а они тем самым притянули к себе бабочек)

Вывод: Статическое электричество живет в одежде.

Воспитатель: Давайте вспомним для чего мы с вами пришли в гости к тетушке Сове.

Дети: Чтобы помочь Почемучке разобраться, почему у него торчат волосы в разные стороны.

Опыт 

Повернитесь к своему соседу, возьмите и поднесите расческу к его волосам.

- Что происходит с волосами?  (Ничего)

- А теперь хорошо причеши его расческой.

- Что вы видите? (Волосы торчат в разные стороны и липнут к расческе).

Воспитатель: Почему, после того, как мы причесали волосы расческой они стали прилипать к ней? 

(ДЕТИ ВЫДВИГАЮТ   ГИПОТИЗЫ. )

Воспитатель: После того, как вы расчесались расческой, то есть потерли расческой о волосы, там образовалось статическое электричество. Оно появляется в результате трения одного предмета о другой. 

Воспитатель: Теперь мы с вами выяснили, из-за чего у почемучки, волосы торчат в разные стороны.  Почему?

Дети: В волосах образовалось статическое электричество.

Воспитатель: А, как оно там образовалось?

Дети: Он причесал, т.е. потер расческой о волосы.

Воспитатель: Как же помочь Почемучки избавиться от статического электричества?

(ДЕТИ)

Воспитатель: Я вам немного помогу. Я расскажу вам сказку о веселом воздушном шарике. Он очень любил играть летать и прыгать. А рядом с ними по соседству жила, злая и завистливая тряпочка, Она была такая, потому что не умела этого делать. И тут она решила над ним пошутить, чтобы он тоже не мог не летать не прыгать. Она начала рассказывать шарику разные небылицы и незаметно для него потирала его круглые бока заряжая его статическим электричеством.И когда он снова попытался поиграть, он прилип к стене.  Но Фее капельке, которая с ним дружила это не понравилось. И она решила помочь своему другу, побрызгала на него своими капельками.  Капельки попали на шарик, и прогнали статическое электричество, и шарик опять стали летать и прыгать и больше старался не подпускать к себе тряпочку.

(Во время рассказа сказки воспитателем проводится опыт с шариком)

Воспитатель: Интересная сказка? Что делала тряпочка, чтобы приклеить шарик к стенке? 

Дети: Терлась об его круглые бока.

Воспитатель: Чем зарядила шарик тряпочка, когда терлась, о его круглый бок?

Дети: Статическим электричеством.

Воспитатель: Что произошло с шариком, когда она зарядила его статическим электричеством?

Дети: Он приклеился к стене.

Воспитатель: Кто помог шарику отлипнуть? 

Дети: Фея Капелька.

Воспитатель: Что Фея капелька сделала?

Дети: Она побрызгала на шарик своими каплями и прогнала статическое электричество.

Воспитатель: Что после этого произошло с шариком?

Дети: Они снова смог летать и прыгать.

Воспитатель: Какой мы вывод можем сделать. Как помочь Почемучке прогнать статическое электричество?

Воспитатель: Наше время пребывания в гостях у Тетушки Совы заканчивается. Нам пора возвращаться домой. Вспомните, на чем каждый из вас добирался в школу тетушке Совы? (Под музыку дети летят домой)

Воспитатель: Вот мы и дома.  

 Почемучка: Ребята, я так рад вас видеть. Вы узнали, почему мои волосы меня не слушаются?

Дети: Потому что ты их расчесал расческой и у тебя волосы зарядились статическим электричеством.

Почемучка: А, что мне с ними делать? 

Дети: По брызгай их водой. Смочить расческу водой убрать статическое электричество с расчески.

Почемучка: Спасибо вам ребята. Ладно я побегу скорей домой и по брызгаю водой свои волосы.  До свидания ребята. 

Воспитатель: А, давайте с вами сделаем бумажных электрических осьминогов и зарядим их статическим электричеством, я думаю вы сможете удивить своих родителей и друзей.