Памяти А.С. Пушкина: занятие по внеурочной деятельности "Фольклор" (4 класс)

Горелова Елена Викторовна

Учитель начальных классов, МОУ Болбшеключищенская СШ имени В. Н. Каштанкина, Ульяновск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Горелова Е.В. Памяти А.С. Пушкина: занятие по внеурочной деятельности "Фольклор" (4 класс) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 107678


Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина, а также способствовать формированию позитивного отношения к чтению. 

Образовательная: повторить и закрепить знания о сказках А.С. Пушкина в игровой форме, проверить уровень знаний учащимися сказок А. С. Пушкина;

Развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к русской литературе, к литературным сказкам, расширять кругозор школьников;

Воспитательная: воспитывать уважение к культурному наследию страны.

УУД.

1.Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу;
  • Слушать информацию и соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;
  • Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, доказывать;
  • Умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • Умение делать выводы;

2. Регулятивные УУД:

  • Осознавать возникшие трудности, стремиться к их преодолению;
  • Принимать и сохранять на протяжении всего занятия учебную задачу;
  • Уметь оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Действовать по плану и планировать свои действия;

3.Коммуникативные УУД:

  • Умение слушать и понимать других;
  • Умение формулировать речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • Выражать свои мысли в устной форме;
  • Умение договориться о правилах общения и поведения при работе в группе;

4.Личностные УУД:

  • Положительное отношение к учению;
  • Готовность преодолеть школьные трудности.

 

Ход занятия:

Приветствие.

Ведущая:Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались, сегодня в этом классе на внеурочное занятие по курсу «Фольклор»

Звучит мелодия (из телепередачи «В гостях у сказки)

Учитель:

- На уроках литературного чтения мы знакомились с произведениями и биографией А. С.Пушкина. Но сведений о его жизни и творчестве было недостаточно и мы решили продолжить работу над этой темой. Сегодня мы вам представим результаты наших исследований.

Ведущая:Александр Сергеевич Пушкин… Такое знакомое и родное имя. Прошло 179 лет после печального события: смерти А.С.Пушкина. Наше занятие посвящено памяти великого поэта (10 февраля – День памяти А.С.Пушкина)

Ведущая:Самым величайшим поэтом в России был и остается А.С.Пушкин. Редко встретишь в наше время человека, который не был бы знаком с его творчеством.

Нам с вами сейчас тоже трудно представить то время, в котором Александр Пушкин появился на свет, рос и развивался. Но тайны прошлого волнуют людей не меньше, чем загадки будущего. И нам порой очень хочется оказаться не на быстро мчащейся машине или самолете, а оказаться в старинной, размеренной жизни. Что же происходило в те времена???

Звучит музыка (М. Шафутинский «Сгорая, плачут свечи»)

Ведущий: И конечно же тогда не было …света!

Вечером, когда собирались гости, входила в гостиную хозяйка, вносила свечи, ставила их на столик, на рояль…и гости под чарующие звуки музыки настраивались на возвышенный лад, на творческое восприятие искусства, на размышления…

Ведущая. У нас, людей третьего тысячелетия, свеча связывается в воображении со временем А.С. Пушкина. Ведь вечерами и ночами он мог писать тогда только при свечах. Свеча была связана с понятием творческого огня и вдохновения. Творческий огонь самого Пушкина – самый сильный и самый яркий в мировой литературе!

Ведущая. Александр Сергеевич очень тонко чувствовал настоящее искусство. Его глубоко трогали и народное творчество, и классическая музыка. В гостиных того времени играли произведения Баха, Моцарта и других композиторов, исполнялись удивительно красивые… танцы.

Ведущая: Дороги Пушкина… Проселочные дороги. Размытые осенью. Пыльные летом. Весенние – больше похожи на реки. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Дороги вечного странника, вечного путника…Входе нашей исследовательской работы мы узнали, что А. С. Пушкин дважды останавливался в Симбирске и Языково, когда осенью 1833 года ездил на Урал собирать материал для «Истории Пугачёвского бунта». 

(на фоне мелодии песни «Однозвучно гремит колокольчик» читается стихотворение «Зимняя дорога» А.С. Пушкина)

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

По дороге земней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

Ведущая: Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым.

НЯНЕ

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь.

Ученица: Арина Родионовна – с детских лет самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла поэту мир сказки; для поэта Арина Родионовна была не просто заботливой няней, но и талантливой сказочницей; она знала русские народные сказки, любила их и привила любовь к ним поэту; няня пела Пушкину народные песни, рассказывала об обычаях русского народа; от нее поэт услышал много русских народных преданий, поверий, пословиц и поговорок.

В одном из стихотворений Пушкин писал:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки.

Небылицы, былины

Православной старины!

Слушать, так душе отрадно.

И не пил бы, и не ел,

Все бы слушал да сидел.

Ведущая: У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя он прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Александр Сергеевич сказок не сочинял. Но все сказки его стали любимыми русским народом и детьми

Минисценка

Ученик: Таинственная и сказочная тишина. Тишина на много вёрст вокруг. И в этой тишине звучит голос няни.

Ученица: (няня – рассказчица в русском костюме, платочке) «Некоторый царь задумал жениться, но не нашел по своему нраву никого; подслушал он однажды разговор трех сестер. Старшая хвалилась, что государство зерном накормит; вторая, что одним куском сукна оденет; третья, что с первого года родит сына. Царь женился на третьей».

Инсценировка начала сказки о царе Салтане

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, –

Говорит одна девица, –

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, –

Говорит ее сестрица, –

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, –

Третья молвила сестрица, –

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

«Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

Ученик: Так появилась сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе ГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Ведущая: Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства.

Все прекрасно в творчестве Пушкина. Нельзя читать Пушкина и оставаться равнодушным.

Учитель: Его творчество известно нам с раннего детства. Мы помним его волшебные стихи, любим сказки. Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту, учат любить жизнь – любить русский язык, свой народ и родную Землю.

Строчки стихов А.С. Пушкина, словно тропинки ведут нас в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомых дорожках. И кота учёного, и прекрасную царевну – лебедь, гордого Гвидона, бойкого Балду.

-А давайте мы сейчас с вами вспомним, какие сказки написал А.С. Пушкин. А поможет нам их вспомнить небольшое задание. На ваших столах лежат конвертики с заданиями. Откройте их и прочитайте задание.

Узнай сказку по ключевым словам:

• Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба. 

(Сказка о мёртвой царевне)

• Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто. 

(Сказка о золотой рыбке)

• Рать, воеводы, царь, мудрец, шатёр, шамаханская царица, звездочёт, петушок. (Сказка о золотом Петушке)

Назовите название сказки.

(дети зачитывают слова и называют сказки)

Учитель: Скажите ребята, а мы назвали все сказки, которые написал А.С.Пушкин? Каких сказок здесь не хватает? («Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о царе Салтане»)

-Верно. Молодцы.

Посмотрите, у меня на доске записаны названия сказок Пушкина, а рядом висят иллюстрации к этим сказкам. Давайте проведём соответствие,к каждой сказке подберём соответствующуюиллюстрацию (Работа у доски. 9 картинок).

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

А сейчас давайте вспомним такие строчки:

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет, ...

-Из какой сказки эти строки? (Сказка о царе Салтане)

-Верно! У меня тоже есть орешки, но конечно же не с золотыми скорлупками, а вот такие, в корзиночках.

На каждом орешке записан вопрос. Задание состоит в следующем. Вы выбираете из другой команды человека и задаёте ему вопрос, а он должен дать вам ответ. (6 орешков, по 3 в каждой корзинке)

Вопросы на орешках:

1. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.

2. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.

3. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.

4. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь

5. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.

6. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.

-Хорошо! Садитесь! Молодцы!

Вот ещё одно задание, которое я вам хочу предложить – это шуточные объявления. 

Выбрать из предложенных вариантов ответа, кто, по вашему мнению, мог бы дать такие объявления? (на доске варианты ответов)

1.Предлагаю свои услуги: работаю за семерых. Могу: запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей. 

2.Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к….

3.Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. 

4. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Обращаться к …

Старуха

Царица 

Балда

Золотая рыбка

Мудрец

(1- Балда, 2 – Золотая рыбка, 3 – мудрец, 4 – Царица)

Учитель: Молодцы! Спасибо вам большое за такую плодотворную и интересную работу.

 Звучит музыка Г. Свиридова «Метель». На её фоне ведущий говорит свои слова.

 

Ведущий: 8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня. Врачи не давали ни малейшей надежды на выздоровление, рана была смертельной. 10 февраля Пушкин умер. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре

Первым на смерть Пушкина своим поэтическим словом откликнулся М.Ю. Лермонтов

Ученик читает стихотворение

М.Ю.Лермонтов. Отрывок из стихотворения «Смерть Поэта».

Погиб Поэт! – невольник чести –

Пал оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь… он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок.

Ведущая: Бессмертны все творения Пушкина, как и бессмертен сам поэт.

А.С. Пушкин

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тленья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

Ведущая: Пушкин был абсолютно прав, написав, что «слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн, и ныне дикой тунгус, и друг степей калмык». О Пушкине знают во всех уголках нашей страны, его имя воспевают поэты.

Ведущая: Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки.

Ведущая: Наше занятие посвященное великому поэту, подошло к концу, хотя многое можно было бы еще услышать. Поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему. Всем творчеством Пушкин служил народу, и народ платит ему ответной любовью. У Пушкина мы учимся многому. Читайте Пушкина!

Учитель: Ребята, посмотрите на нашу выставку книг. Если вы еще не читали какие-то книги можете их почитать. А может, вы посоветуете своим друзьям, какую-то книгу. Наша выставка к вашим услугам.

Павел Антокольский

ИМЯ

Это имя – знакомое с детства-

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Это имя – бессонница весен,

Увлекающая за моря,

Золотая, румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.

Это имя – сквозь белые ночи

Всех бессонных касается век,

Раскрывает все жадные очи

На прошедший и будущий век.

Это имя – как лозунг и знамя!

И опять, веселясь и грустя,

Рядом с нами, за нас и за нами –

Он наш сверстник и наша звезда!

Молодцы! Все были успешными.