Сайфутдинова Лариса Юрьевна
Падьярова Елена Борисовна
Учитель, ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", г. Альметьевск Татарстан
Учитель, ГБОУ "Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", г. Альметьевск Татарстан
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сайфутдинова Л.Ю., Падьярова Е.Б. Патриотическое воспитание в начальной школе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 107573
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Проблема воспитания патриотических чувств младших школьников актуальна в современном обществе. Она обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности. Важное значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Хотим рассказать о той форме работы, которую используем в своей практике
Первые уроки по окружающему миру проводим на темы «Государственная символика России» и «Символика Татарстана». Необходимой частью развития личности является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.
Один из уроков посвящаем традициям татарского народа, знакомимся с историей, бытом и развитием татарского народа. Ребята выполняют творческий проект «Мой край родной, навек любимый» и различные творческие задания, например: нарисовать женский национальный костюм или подготовить сообщение о национальном празднике.
Наиболее эффективными в силу эмоциональной окраски формами внеурочных мероприятий по патриотическому воспитанию являются литературные, музыкальные, поэтические и тематические вечера.
Ежегодно в каждом классе начальной школы проводим мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств школьников:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Проводим совместные с родителями внеклассные мероприятия «Визитная карточка семьи», «Семейные ценности и традиции», «Интересные люди в моей семье», организуем поход в краеведческий музей.
Патриотическое воспитание младших школьников, да и более юного возраста должно стать силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире. Формируя у детей созидательное отношение к общечеловеческим ценностям: человеку, природе, культуре, мы определим их место в окружающем мире. А чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить способы выражения своего отношения к действительности, понимать ее ценности и научиться оберегать их.
Инновационный подход к патриотическому воспитанию – единственный путь, который позволит нашему обществу стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Литература: