Ефременкова Светлана Сергеевна
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 2, Урай, ХМАО- Югра
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ефременкова С.С. Классный час "Семья" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 107240
ПРИЛОЖЕНИЕ: приложение к статье
Цель: раскрыть роль семьи в жизни человека; сделать совместные выводы о семейных отношениях.
Задачи:
Ход мероприятия:
1. Орг. момент
- Ребята, вы заметили, что наш учебный день сегодня начинается необычно (присутствуют гости, родители, в роли экспертов)
- Попрошу поприветствовать гостей.
-Давайте обговорим «фишку» нашего занятия. Сегодня это будет контрольный звук. Вам необходимо проявить свою внимательность и подсчитать:
-Сколько раз я позвоню в колокольчик за весь период времени.
- Теперь образуйте два круга, становясь лицом друг к другу и поприветствуйте своих одноклассников.
- Здравствуй, друг! (дети в паре подают друг другу руки)
- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
- Я скучал? (прикладывают руки к сердцу)
- Ты пришел? (разводят руками в сторону)
- Хорошо! (пары обнимаются)
- Мальчики, проводите, пожалуйста, гостей в класс
2. Подготовка к введению в занятие.
-На какое мероприятие мы все собрались сегодня?
- Для чего необходимо проводить классный час в школе?
- Я предлагаю нам взбодриться и начать с разминки.
- Послушайте инструкцию: звучит музыка, вы двигаетесь в такт музыки, с помощью мимики и жестов, изображаете ту ситуацию, которую я озвучу:
- мама прислала смс, в котором пообещала выполнить ваше заветное желание.
- наступили летние каникулы.
- мама утром просит заправить вас свою постель.
- Светлана Сергеевна задала выучить по литературе стихотворение наизусть на двух страницах.
-Молодцы! Вы здорово себя показали, предлагаю каждому из вас получить в подарок награду, которую в конце занятия вы сможете обменять на реальную.
- Распределитесь на группы, согласно изображению на билете.
- Отложите билетики в сторонку, они нам сегодня еще понадобятся.
3. Основная часть. Продолжим нашу работу, используя прием: «Я беру с собой?», который поможет определить тему классного часа, будьте внимательны.
- Я беру с собой день 15 мая, как сегодня, но только 1994 года, когда было принято решение обозначить этот день Международным.
- Догадались, о чем идем речь? (нет)
- Я беру 2008 год, который тесто связан с темой нашего занятия.
- Я беру с собой маму.
- Я беру с собой счастье.
- Кто скажет, о чем сегодня пойдет речь?
- Что такое «Семья»
-Какой источник информации поможет нам подтвердить наши ответы.
Готовясь к нашей встрече, заглянула в словарь Сергея Ивановича Ожегова, где сказано, что
СЕМЬЯ – это группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами.Но для современной семьи подходит не просто родственники, а дети и родители.
Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был объявлен годом семьи. А 15 мая с 1994 года учреждён Международный день семьи, который отмечаем ежегодно и сегодня именно 15 мая, когда мы можем поздравить всех с этим праздником.
4. Работа с ковриками управления (сингапурские техники)
А теперь настало время показать свою слаженность, умение сотрудничать, договариваться, делать выводы, работая в группе. Попрошу партнера №3 в каждой группе раздать своим партнерам листочки прямоугольной формы белого цвета, которые лежат у вас на столах.
-Каждому члену группы, в течение 2 минут необходимо записать ваши ассоциации, связанные со словом «СЕМЬЯ»
-По истечению времени по очереди, начиная с партнера №1 прочитайте свои ассоциации, затем выберите те, которые четко отражают тему «семьи», подчеркните их и зачитайте партнеры №4 каждой группы.
-Ребята и эксперты-родители, посмотрите, как много нам известно о семье и это – здорово!
-Но обсудить все вопросы сегодня у нас не хватит времени, поэтому, я предлагаю определить ЦЕЛЬ классного часа, исходя из четверостишия, которое лежит у каждой группы на столе. Я буду читать, а вы подчеркивайте самое главное с вашей точки зрения, относящееся к семье.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
- Какая цель плавно вытекает из этого стихотворения? (раскрыть роль семьи в жизни человека и сделать совместные выводы о семейных отношениях.)
-Озвучьте тему и цель нашего занятия.
5. Физминутка.
Вспомним прием «Встать-сесть»
Встаньте те, у кого в семье есть 2 бабушки и 2 дедушки?
- Встаньте те, у кого папа работает по вахтам?
- Встаньте те, кто любит своих близких?
- Ребята, скажите, в семье бывают только положительные и радостные моменты?
Семья – любовь и забота, труд и радость, несчастье и печаль, привычки и традиции.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
6. Групповая работа.
Предлагаю сейчас вам выступить в роли творителей. Представьте, что семья – это сосуд, и то каким он будет, зависит от того, чем вы его наполните. У каждой группы на столе есть макет кувшина (сосуда), набор слов - ассоциаций по теме «Семья», клей, чистые листочки прямоугольной формы, если вы захотите дополнить. Вам необходимо заполнить свой сосуд ассоциациями (наклеить), которые по вашему мнению отражают качества своей семьи сегодня и нашего государства. Время работы 5 минут. Не забывайте правила работы в группе.
Группа №1
Гневная, агрессивная, заботливая, чуткая, активная, многодетная, добрая, радостная, ненавистная, любимая.
Группа №2
Ленивая, счастливая, полная семья, бессердечная, жадная, великодушная, внимательная, известная, уверенная, строгая.
Группа №3
Любвеобильная, уважительная, безответственная, малообеспеченная, равнодушная, трудолюбивая, общительная, недоброжелательная, счастливая, ласковая.
Группа №4
Ответственная, высокомерная, семья без детей, себялюбивая, испытывающая частые депрессии, с желанием помочь другим, верная, всепрощающая, счастливая, душевная.
Группа №5
Консервативная, с чувством мести, послушная, смиренная, открытая, мстительная, критикующая, любимая, активная, пассивная.
Группа №6
Жестокая, трудолюбивая, целеустремленная, замкнутая, всезнающая, бессердечная, радостная, веселая, общительная, опекаемая.
7.Работа с гостями.
Пока группы выполняют работу, предлагаю поработать и нашим гостям. На столах лежат карточки. Вам необходимо подобрать качества к предложенным высказываниям. Соединить: вопрос, ответ.
8. Презентация групп:
Попрошу партнеров №1 каждый группы презентовать свою работу, по очереди.
- Какие слова не взяли, перечислите. Объясните, почему?
- Что значит консервативная семья?
9.Заключение:
Посмотрите на доску. Вам нравится продукт, который получился во время совместной работы? Красивые, яркие сосуды, наполненные чувством любви, уважения, доброты, любовью, взаимопониманием.
- Что еще можно заметить?
- У каждого сосуда необычная ручка, можно составить слово «СЕМЬЯ»
- Замечательно. А теперь давайте вернемся к теме и цели урока (прочитает партнер №4 группы № 5)
- Достигли мы с вами поставленной цели?
- Теперь предлагаю вернуться к билетам, полученным в начале урока.
- Предлагаю подвести итог вашим любимым приемом «Акростих?», слова «СЕМЬЯ»
- Кто напомнит его алгоритм? (расшифровать каждую букву слова с помощью прилагательного.
- Кто желает поделиться своими впечатлениями?
- Мне бы хотелось зачитать вам четверостишие.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле.
- Теперь наступил торжественный момент. Предлагаю обменять ваши билеты на настоящие награды.
- Давайте подведем итог «фишки» урока, узнаем, кто оказался самым внимательным
- Сколько раз я позвонила в колокольчик в течение классного часа.
- А, теперь слово гостям, зачитайте ваши ответы на предложенные вопросы.
- Ребята и эксперты, давайте поблагодарим гостей за работу и в память о нашем занятии подарим символ праздника – ромашку.
- Чтобы наше настроение осталось задорным и радостным в течение дня, давайте вместе споем песню «Моя семья»