В осеннюю пору: интегрированное занятие в старшей группе

Родионова Лилия Азьгатовна
Романенко Елена Владимировна
Фоканова Наталья Ивановна

Музыкальный руководитель, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти
Педагог-психолог, АНО ДО "Планета детства "Лада", г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Родионова Л.А., Романенко Е.В., Фоканова Н.И. В осеннюю пору: интегрированное занятие в старшей группе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 106863


Цель: на примерах классических образцов музыки, живописи и поэзии обобщать знания детей об осени.

Программное содержание:

  • стимулировать детей участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы;
  • развивать умение детей замечать изменения в природе, развивать логическое мышление;
  • познакомить детей с тремя периодами осеннего времени года: ранней осенью, золотой осенью и поздней осенью
  • закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способом (ладошками) работать сообща, заранее договариваясь о совместном творчестве
  • познакомить детей с понятиями «вокальное пение» и «инструментальная музыка», 
  • воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.

Предварительная работа: чтение художественной литературы об осени, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций об осени, экскурсия в лес, рисование деревьев, наблюдения за изменениями в природе, беседы, заучивание стихотворений А. Майкова, Бальмонда, разучивание народных примет, пословиц, пение песен, дидактические игры: «Ты листочек подними и о нем ты расскажи», «Погода осенью», «Осенние слова».

Материал и оборудование: венок из осенних листьев для девочки Осени, корзина с кистями рябин, медом и листиками; стол с ватманом где нарисовано дерево, стол с валиками пропитанными разноцветной гуашью, третий стол с влажными салфетками и тазиком с водой; салфетки, лист ватмана с изображением дерева, листочки разных цветов; проектор, музыкальный центр, экран.

Словарная работа: активизировать в речи словесные формы за счет прилагательных обозначающие признаки предмета. Обогащать словарный запас словами и выражениями– золотая осень, пасмурная, величавая, разноцветная.

Методы и приёмы: использование художественного слова, сюрпризных моментов, создание проблемных ситуаций, загадки,Интеграция образовательных областей:«Познание», «Социализация», «Труд», «Художественная литература», «Физическая культура», «Художественное творчество», «Музыка».

 

Ход мероприятия

Звучит музыка – заходят дети становятся в круг.

Организационный момент:

Муз. руководитель: Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы мне подскажите, когда это бывает:

«Птицы стаями летят, грустно: дождь и листопад,

Ветер тучи в небе носит потому, что это…

Дети: Осень.

Муз. руководитель: Сегодня наша с вами встреча будет посвящена прекрасному времени года – осени. Тому времени года, когда вся живая природа засыпает, готовится к встрече зимы. «Грустная пора – очей очарования!» Можно долго наблюдать как с деревьев медленно осыпается листва…Сегодня по дороге в детский сад я обратила внимание на эти красивые осенний листочки – символы наступившей осени. Как постаралась природа – сколько в них красоты. Ребята, давайте вместе с этими листочками на занятии отправимся в мир осенней музыки, в мир осенних красок. Давайте вспомним осеннюю песню – хоровод композитора. С. Подшибякиной «Хоровод с осенью». Девочки, кто хочет исполнить роль красавицы осени? (на девочку одевается венок из осенних листьев).

Инсценировка песни – хоровода «Хоровод с осенью». Музыка С. Подшибякиной. После танца дети садятся. 

Муз. руководитель: Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Давайте поговорим о характере, настроении этой песни – хоровода. Какое настроении в этой песни (ответы детей)

Муз. руководитель: Да, песня носит грустное, светлое настроение. Мелодия протяжная и плавная. Именно так – медленно плавно мы водили с вами хоровод. Именно так, - плавно спускались на землю наши листочки. Эту песню мы с вами исполняли голосом, это вокальное произведение. Но есть произведения без пения. Это инструментальная музыка.

В сборнике П.И. Чайковского» Времена года» столько пьес, сколько месяцев в году – 12. И каждая имеет название определенного месяца и подзаголовок» Апрель. Подснежник», «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь». И скажите схоже ли настроение этого произведения по характеру с музыкой нашего хоровода. Какие слова про характер этой музыки мы сможем положить в наши воображаемые музыкальные «сундучки» (ладошки)? 

Слушание пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «Октябрь. Осенняя песнь». Фонограмма

Муз. руководитель:Вы послушали пьесу П. Чайковского, какие слова о прозвучавшей музыки мы положим в музыкальные «сундучки» (ладошки) (Ответы детей).

Муз. руководитель: Правильно, пьеса жалобная, задумчивая, тоскливая. Какая картина осени изображена в музыке? 

Ответы детей: Поздняя хмурая осень, осыпаются листья, дует ветер, наступают холода.

Муз. руководитель: Да, в музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Перед «Осенней песнью «отрывок из стихотворения русского поэта Алексея Константиновича Толстого:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад.

Листья пожелтелые по ветру летят…

Как и музыка П. Чайковского стихотворение печальное, грустное. Какие стихотворения об осени вы еще знаете?

Дети читают стихи. Фонограмма

А. Майков «Осень»

Бальмонд «Осень»

Воспитатель: Ребята, не только музыканты – композиторы обращались к теме осени в своих произведениях, но и великие художники также старались запечатлеть это прекрасное время года на своих полотнах. Но картины художников, которые изображают одно время года – осень совершенно разные по своей цветовой гамме. Посмотрите на наши осенние листочки. Один листочек зеленый, другой – ярко желтый с одной стороны и красный с другой, а третий вообще бурый, ближе к коричневому цвету. И я объясню почему. В сентябре, в самом начале осени, листья только начинают желтеть и на деревьях можно увидеть много оттенков листвы: зеленый, желтый, где-то красноватый. Листики постепенно увядают, изменяют постепенно свой цвет, чтобы потом опасть с дерева. Давайте посмотрим картины художников, которые изображали раннюю осень. Смотрите внимательно и постарайтесь запомнить цвета, характерные для листвы ранней осени

Просмотр иллюстраций картин ранней осени под фонограмму музыки П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»

Воспитатель: Ребята, какие цвета в красках природы характерны для этого времени года (Ответы детей).

Правильно! Посмотрите на этот листочек (показывает ярко желтый). Какой он красивый, горит как золото, и в природе есть период времени года, который называется «золотой» осенью. В это время деревья особенно красивы, так как одевают желто – красные, золотистые наряды. Давайте посмотрим репродукции картин изображающие золотую осень.

Просмотр иллюстраций картин изображающих золотую осень под фонограмму музыки П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»

Воспитатель: Ребята, а в периоде золотой осени какие цвета в красках природы использовали художники для изображения этого времени года. (Ответы детей).

Правильно! Когда наступает золотая осень становится особенно красиво. Сколько разноцветных листьев можно увидеть на одном дереве: красных, желтых, оранжевых, бордовых! Красота!

Ну и наконец – поздняя осень… С деревьев облетели почти все листья, деревья голые, а по утрам на ветках можно увидеть голубоватый иней или даже первый снежок. Поэтому если середину осени называют золотой, то позднюю осень называют серебряной. Сейчас я прочитаю вам строки из поэмы А. Пушкина «Евгений Онегин», в которых говорится об осени более поздней. Когда на деревьях уже нет листвы. И вот-вот, вот пойдет снег. Послушайте:

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора. 

Давайте посмотрим на картины поздней осени.

Просмотр иллюстраций картин изображающих позднюю осень под фонограмму музыки П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь»

Воспитатель: Ребята, для изображения поздней осени какие цвета использовали художники? (Ответы детей).

Правильно! Бурые, кое где желтые, красные и даже серебристо – голубые как будто снежок светится на солнце.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад вы наверняка любовались красивым убранством деревьев. А как вы думаете какой сейчас у нас период осени6 ранняя осень, золотая осень или поздняя? Вспоминайте в какие по цвету наряды сейчас одеты деревья? (Ответы детей).

Правильно! Желтые, оранжевые, красные, бордовые. Сейчас за окном красивая золотая осень. Какое многоцветье! Смотрите, деревце в нашем зале без нарядного осеннего платья. Давайте «оденем» его в золотой наряд! А листиками на дереве будут наши разноцветные ладошки, которые мы будем прикладывать к веточкам нарисованного дерева. Подходите к столам, аккуратно валиком промакивайте ладошку, выбирайте веточку и прижимайте к ней свою ладошку!

Художественное творчество детей. Фонограмма

Взрослые помогают салфеткой протереть ладошку.

Музыкальный руководитель:

Ребята, сегодня осенний листочек помог нам сделать увлекательное путешествие в мир звуков и красок. Мы послушали музыку П. Чайковского, посмотрели картины известных художников про осень, и узнали, что осень бывает разной: ранней, золотой и поздней. Думаю, что в дальнейшем мы с вами сделаем наряд еще для одного дерева. Но это будет наряд для деревца поздней осени. Хотите? Сегодня, во время прогулки, ребята, понаблюдайте за деревьями, кружащейся листвой, умиротворением и спокойствием природы. До свидания (поет).

Дети (поют): До свидания!

Выход детей из зала. Фонограмма 

Репертуар:

Песня «Хоровод с осенью» Музыка С. Подшибякиной.

Осенний красивый листочек

Фонограммы:

  • П.И. Чайковский «Времена Года». «Октябрь. Осенняя песнь»;
  • Песня «Осень чудная пора группа «Волшебники двора»;
  • Песня «Листик, листопад» группа «Волшебники двора»;

План проведения занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие осеннего листочка»

Вход детей в зал с осенними веточками. Упражнение «Осень – чудная пора». Фонограмма № 1. После окончания танца дети собирают листья, встают полукругом.

Приветствие детей- упражнение «В этот чудесный день, добрый день!»

Давайте «разбудим наши язычки!

Артикуляционная гимнастика «Наш забавный язычок»

Беседа об осени, осеннем листике. Приглашение в путешествие с осенним листочком в мир осенней музыки

Инсценировка песни – хоровода «Хоровод с осенью». Музыка С. Подшибякиной. Одеть девочке венок! Дети садятся на стульчики!

Беседа о настроении музыки в песне «Хоровод с осенью» Музыка С. Подшибякиной. (грустное, светлое настроение. Мелодия протяжная и плавная. Именно так, - плавно спускался на землю наш листочек)

Стихотворение из поэмы А. Пушкина «Евгений Онегин», - «Уж небо осенью дышало» - более поздняя осень.

Слушание пьесы из цикла «Времена года» П.И. Чайковского. «Ноябрь. Тройка». Беседа о содержании музыки (сколько жизнелюбия, восторженности, света в этой музыке, хотя и здесь есть грусть, но она светлая). Фонограмма № 2 

Посмотрим в окно – деревья еще в наряде. Наш листочек оторвавшись… плавно опустился на землю. Знаем такой танец – вальс!

Дети исполняют «Вальс» композитора Делиба. Фонограмма № 3

Беседа о горячей осенней поре – сборе урожая. Игра «Грибники и грибочки». 

Подведение итогов занятия: благодаря нашему музыкальному путешествию с осенним листочком мы…, во время прогулки, ребята, понаблюдайте за деревьями….

Выход детей из зала. Фонограмма № 4