Опыт организации поисковой и исследовательской деятельности младших школьников

Халиуллина Миляуша Фаритовна
Парамонова Вероника Геннадьевна

Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 143 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Казани

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Халиуллина М.Ф., Парамонова В.Г. Опыт организации поисковой и исследовательской деятельности младших школьников // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 105848


В материалах государственных стандартов второго поколения, в частности, в пакете примерных учебных программ начального общего образования, впервые вводится в рамках обязательного усвоения учителями и младшими школьниками термин «информационная грамотность». 

Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь:

  • оценивать потребность в дополнительной информации; 
  • определять возможные источники информации и способы ее поиска;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
  • получать информацию из наблюдений, при общении [1, с.183 - 184].

Умения, относящиеся к информационной грамотности, формируются целевым образом на уроках по предметам и во внеурочной деятельности при выполнении некоторых видов заданий.

С первого класса учитель ведет целенаправленную работу по формированию у учащихся умений работать с источниками информации, способами ее поиска, умению строить беседы, высказывать собственное мнение. Это способствует развитию у учащихся интереса, самостоятельности, активности, умению творчески подходить к решению возникающих проблем. 

Для достижения положительной динамики учитель одной из главных целей в своей работе ставит развитие познавательной активности обучающихся. Одним из методов ее развития является поисковая и исследовательская деятельность школьников. 

Первый класс – это начальный этап данной деятельности. Цель учителя – научить, организовать первоклассников, сделать работу интересной и увлекательной. 

Как показывает практика, большой интерес вызывают групповые формы работы. Они способствуют формированию умения сотрудничать, слушать товарища, развивают познавательный интерес. Так, например, в первом классе была организована работа над долгосрочным коллективным проектом «Моя семья». Дети в конце учебного года должны были сделать вывод о ценности семейных отношений, о невозможности счастливой жизни без заботы и понимания близких людей, информацию оформить в виде папки с фотографиями, рисунками.

Работа состояла из трех этапов: ознакомительного, основного, итогового. 

Ознакомительный этап

Дети выясняли, как зовут бабушек и дедушек, что они любят, историю фамилии, подготовили подарки для них на уроке технологии под руководством учителя: книжки - малышки с фотографиями родных и мини-сочинения «Мои бабушка и дедушка». Сделали вывод: необходимо ценить мудрость, помогать бабушкам и дедушкам. Первый совместный опыт получил свое отражение в празднике «День пожилого человека», который был организован совместно с родителями, бабушами и дедушками учащихся. 

Основной этап

Дети собирали и подготавливали материал для оформления папки «Моя семья». Они приносили фотографии, совместно с родителями рисовали герб своей семьи, выясняли, какие традиции и обычаи существуют у них в семье, составляли генеалогическое древо. Так же было уделено внимание профессиям родителей, бабушек и дедушек. Ребята брали интервью у взрослых. 

Весь подготовленный материал был оформлен коллективно в виде стенгазеты в классе, а дома ученики оформили папки.

 «День семьи» - праздник, который стал итоговым и завершающим мероприятием основного этапа. Сделали вывод: семья поддерживает, переживает за каждого, вместе дело спорится. 

Итоговый этап

Последнее родительское собрание было проведено совместно с детьми. Были подведены итоги проделанной работы и вручены грамоты детям и родителям за их достижения. Семья была вместе. Сделали вывод: вместе радоваться успехам веселее. 

Эта работа оказала большое влияние на формирование личности младшего школьника. Каждый ребенок ощутил гордость за свою семью, получил возможность оценить свой вклад в дело семьи.

Вывод: семья – самое важное в жизни ребенка, необходимо сохранять добрые отношения, беречь всех членов семьи.

С каждым годом работа усложняется. Учащиеся получают возможность проводить самостоятельные индивидуальные исследования. При этом они сами выбирают, что именно хотели бы узнать в рамках выбранной темы. Учатся оформлять работы в виде презентаций, защищать свой проект. 

Планомерная систематическая работа над формированием у учащихся навыков поисковой и исследовательской деятельности позволяет им занимать призовые места в конференциях школьного и муниципального уровней. 

Элементы групповой и индивидуальной форм исследовательской работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, обучают работать с источниками информации, имеют большое воспитательное значение [2, с. 261].

 

Литература:

  1. Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе. Ростов – на- Дону: Феникс, 2009. С. 183-184.
  2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование». М: ВЛАДОС, 2008. С. 261