Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника школы

Мармута Оксана Олеговна

Студент, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет", Ростов-на-Дону

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мармута О.О. Роль проблемного обучения в формировании ключевых компетенций выпускника школы // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 106668


Жизнь человека – это неуклонный, постепенный процесс формирования и развития личности; немаловажна в этом процессе роль образовательного учреждения, которое должно способствовать приобретению учащимся опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности; другими словами, именно образовательное учреждение формирует ключевые компетентности учащихся, которые определяют качество современной системы образования. 

Этого можно добиться при использовании педагогических технологий, направленных на развитие мыслительной активности, технологий, где учитель выступает не как наставник, а как партнёр и товарищ учащихся.

На наш взгляд наиболее эффективной является технология проблемного обучения. Своеобразие этой технологии проявляется в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых для них проблем и доказательства правильности данного решения, благодаря чему каждый учащийся овладевает навыком самостоятельной добычи знания, применения ранее усвоенной информации и овладевает опытом творческой деятельности. В итоге речь идет о более масштабной цели – о формировании качественно новой личности, которая сможет в нестандартных условиях решать постоянно усложняющиеся задачи. На наш взгляд, в этом видится общественная значимость технологии проблемного обучения.

Проведя анализ требований к портрету современного выпускника, прописанному в федеральных стандартах образования основной школы второго поколения, мы пришли к выводу, что ключевые компетенции и есть та совокупность качеств, которая нацелена на соответствие выпускников современному социальному заказу. Современное общество требует креативных, самостоятельных выпускников, владеющих умениями создавать новые идеи. Для того, чтобы в таких условиях выпускник был конкурентоспособным, необходимо в процессе его обучения формировать его ключевые компетенции.

Как показывает педагогическая практика, проанализированная нами, проблемные ситуации различаются по следующим признакам: содержанию; уровню сложности; методическим особенностям. Например:

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений, их доказательством.

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда; учащиеся должны уметь обоснованно опровергать ложные суждения.

Организаторско-производственные проблемные ситуации обеспечивают готовность учащихся к активной профессиональной деятельности, развивают практическое мышление, учат находить выход из всевозможных нестандартных ситуаций.

Основная задача современного учителя – такое построение процесса обучения, при котором у учащихся будет формироваться умение самостоятельного поиска верного метода решения задачи. При этом решение проблемных задач может происходить как со всем классом, так и в группах или индивидуально, что обеспечивает раскрытие потенциала учащихся. При решении проблемных задач формируется неординарность мышления, коммуникативные навыки, умение анализировать, подбирать информацию, сравнивать, применять знания на практике, что очень важно для современных учащихся, овладевающих ключевыми компетенциями.

Технология проблемного обучения позволяет включить в процесс обучения разнообразные формы обучения, призванные активизировать учащихся, вовлечь их в активную самостоятельную деятельность. Например, могут применяться следующие формы обучения:

  • семинар; 
  • круглый стол;
  • деловая игра;
  • выполнение и защита творческих проектов;
  • практические и лабораторные работы;
  • кружковые, факультативные занятия.

Деловая игра, выполнение и защита творческих проектов, использование лабораторных работ считаются особенно эффективными в плане активизации учащихся. На таких уроках знания учащихся углубляются и упрочняются; учащиеся приобретают навыки самостоятельного упорядочивания собственных знаний, планирования своей деятельности по изучению материала, самостоятельно заниматься своим обучением. Благодаря систематичному применению технологии проблемного обучения, учащиеся учатся четко формировать и отстаивать свое мнение, учатся мыслить, выходя за привычные рамки, противостоять собственной неуверенности, сотрудничать, работать в команде и договариваться, формировать полезные социальные привычки – и именно так формируются ключевые компетенции учащихся.

 

Список литературы:

  1. Акапьев В.Л., Немыкина Н.В., Немыкин Н.И. Роль компетентностного подхода в современном образовании // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-7. 
  2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Управление современной школой. Завуч. 2008. № 1. 
  3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.
  4. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. 368 с.
  5. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань, 1978. 160 с.
  6. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы: монография. М., 1998, 180 с.
  7. Ситаров В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. № 1.
  8. Хуторской Д.А. Ключевые компетенции и образовательные стандарты/ / Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. М.: Эйдос, 2002.
  9. Черникова Т.Н. Сущность понятий «компетенции» / «компетентность», «компетентностный подход», «ключевые компетенции» // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». 2011. № 23.