Методическая разработка по современной детской литературе (по повести Н. Дашевской "Вилли")

Балмашнова Татьяна Викторовна

Учитель, МКОУ Малоивановская ОШ, Волгоград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Балмашнова Т.В. Методическая разработка по современной детской литературе (по повести Н. Дашевской "Вилли") // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 106518


Тема: «Велосипед счастья»

Форма: лаборатория читательского творчества

Цель:знакомить с повестью современной детской писательницы Нины Дашевской «Вилли». 

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в исследовательской и творческой видах деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
  • развитие уважения и эмоционально – нравственной отзывчивости;
  • развитие добрых человеческих качеств

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией 
  • формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
  • формирование умения организовывать и планировать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия;
  • освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

Оборудование: книга Н. Дашевской «Вилли», распечатанные отрывки, бумага А3, цветные карандаши, фломастеры.

Структура занятия:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Актуализация вопроса.
  3. Постановка задач
  4. Работа в группах.
  5. Работа над проектом. Принятие критериев оценки.
  6. Рефлексия деятельности.

 

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Закройте глаза. Вспомните, какого цвета глаза ваших одноклассников. Хорошо, что вы внимательные. Ведь внимательность - ключ к видению «волшебного» вокруг.

2. Актуализация вопроса.

Сегодня мы поговорим о сказке, которая встречается нам каждый день, а мы не замечаем ее.

Нина Дашевская в своей повести «Вилли» рассказывает о мальчике Севе (полное его имя Себастьян), который смог увидеть волшебство в обычных вещах, а помогла ему в этом очень высокая девочка Августина Блюм, которая подарила ему свой велосипед, не обычный, а немножко волшебный.

(Рассказ учителя о главных героях)

3. Постановка задач.

Вместе со своим другом-велосипедом Севка побывал в таких сказочных городах, как Город потерянных вещей, Лесной город, Город Стражников, Великанская деревня. (Список на доске)

Используя теорию четырех красок, которую придумал Марк, друг Севки, мы создадим карту волшебной страны, по которой путешествовал Севка на велосипеде. Выберите понравившийся город и нарисуйте, используя текст повести. Запомните главную мысль отрывка.

4. Работа в группах.

(Раздать распечатанные отрывки)

Город потерянных вещей

Лесной город

Город стражников

Великанская деревня (Приложение)

5. Работа над проектом. Принятие критериев оценки.

1)Нарисовать карту сказочного города, о котором прочитали (где какие объекты, кто где живет и т.д.). Сверху (прямо внутри контура города) написать главную фразу из вашего отрывка. Вырезать карту.

Главные фразы:

 

2) На ватман прикрепите по очереди «свои» города, кратко расскажите о них. Пустоты на карте закрасьте синим, будто водоемы (можно придумать название и для водоемов, если позволяет время). Теория «четырех красок».

Придумайте название страны, карту которой составили.

 

6. Рефлексия деятельности.

Севка, путешествуя на велосипеде, собирал «здравствуйте». Он здоровался со всеми, кто встретился на его пути: дворником, собакой, платаном и др.

Соберите мешок своих «здравствуй» 

(Списки оценивать по номинациям «самый красивый», «самый длинный», «самый волшебный», «самый творческий», «самый неожиданный» и т.д.). Наградить каждого участника титулом «волшебник», «сказочник», «мечтатель» и др.

Прогнозируемы результат:в ходе внеклассного занятия учащиеся составляют карту волшебной страны, по которой путешествует главный герои.

На занятии учащиеся учатся:

  • овладевать способностью принимать и сохранять поставленную задачу;
  • планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • работать с информацией при подготовке материала, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
  • слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения;

Методические рекомендации.

Занятие может быть проведено как урок внеклассного чтения, преследующий цель знакомства с современной детской литературой. Его можно использовать при проведении мероприятий в рамках предметной недели, а также как внеклассное мероприятие, посвященное празднику книги, чтению и др.

 

Список литературы:

  1. Дашевская. Н. Вилли. М.: КопасГид, 2015.