Ванькова Лиана Михайловна
Музыкальный руководитель, МАДОУ "Детский сад № 35 "Чебурашка", Пермский край город Соликамск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Ванькова Л.М. Парад шляп // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 106517
Сценарий праздника для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Перед праздником в старшей и подготовительной группах проводятся беседы-посиделки, посвященные головным уборам, истории их возникновения, использования связанным с ними правилам этикета и т. п. К участию в празднике привлекаются родители. Задолго до его проведения в группах появляются красочные афиши- приглашения с указанием номинаций конкурса шляп. Участники и гости праздника должны быть одеты в различные головные уборы.
Действующие лица:ведущая в изящной шляпке, Фома в шапке-колпаке без дна, Ерема в дырявой заштопанной шапке.
Ход праздника.
Дети входят в зал или на спортивную площадку на территории детского сада, садятся, снимают головные уборы и кладут их перед собой.
Ведущая:Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на веселое развлечение! Какое у нас время года в самом разгаре? (лето). Правильно!
- Праздник будет, час веселья,
Только, прежде, чем начать,
Надо хором прокричать:
«Мы не будем здесь лениться,
Будем петь и веселиться!»
Повторяем громко все вместе! (дети громко повторяют хором).
Ведущая:Молодцы!
А чтоб было интересней,
Запевайте дружно песню!
Песня: «Какого цвета лето?» слова и музыка Л.А. Вахрушевой
Запыхавшись, входит Фома.
Фома.Привет, ребята! (Кланяется.)Эх, колпак у дырявый. Ну да ладно, по Сеньке и шапка. Зовут меня Фома. (Громко.)А Ерему вы часом не видали?
Ерема (вбегает).Это кто тут так кричит, меня ищет?
Фома.Да это же я, Фома, неужто не узнал?
Ерема.Ты – Фома? Ну тогда я – Ерема!
Ведущая.Простите, что здесь происходит?
Фома.Я слышал, у вас тут шапочный праздник и пришел. У меня бездонный колпак имеется.
Ерема.Нет, я первым о празднике услыхал, бегом сюда бежал, да вдруг запнулся и упал. У меня хоть с дыркой шапка, но тоже есть!
Ведущая.Да кто вы вообще такие?
Фома.А вы что же, о нас ничего не слыхали?
Ерема.Тогда нам нужно о себе рассказать.
Фома.Вот приехали два брата во деревню из се:
Ерема.Одного зовут Ерема, а другого звать Фома
Фома и Ерема (вместе, танцуя).Эх, лапти мои лапти лаковы, у Еремы и Фомы одинаковы!
Фома.Вот Ерема купил шапку.
Ерема.А Фома купил колпак.
Фома (дразнится).У Еремы шапка с дыркой.
Ерема (передразнивает).У Фомы колпак без дна.
Фома и Ерема (вместе, приплясывая).Эх, лапти мои лапти лаковы...
Ведущая (в недоумении разводит руками).Что Ерема, что Фома – одинаковы...
Фома.Эй, Ерема-Ерема, сидел бы ты дома!
Ерема.Эх, Фома-Фома, дырява голова!
Ведущая.Теперь понятно, кто вы такие. А вы. только дразниться умеете?
Фома.Нет, я еще загадку про эту, ну, ш... знаю. Ну-ка, угадайте: «Сижуверхом, не знаю, на ком.Знакомца встречу, соскочу и привечу». (Шапка.)
Ерема.Теперь мой черед! Ну-ка, ребятки, отгадайте загадку: «Она любой девчонке прикроет волосенки, прикроет и мальчишке стрижки-коротышки. От солнышка защита. Для того и сшита». (Панама.)
Ведущая.Ну вот, опять вы мне мешаете. Я и сама хотела ребятам загадку загадать. Вот послушайте: «Ношу на голове поля, но это вовсе не земля». (Шляпа.)
Фома.Все загадки да загадки. Надоело, скучно. (Обращается к детям.)Скорей вставайте на ноги, размяться нужно!
Танец: «Светит солнышко» (танцевально-игровое пособие«Программа «Ку-Ко-Ша»)
Фома:А теперь пора играть. Эй, колпак, сослужи службу!
Проводится игра «Передай шляпу». Дети подготовительной группы и взрослые стоят полукругом, лицом к зрителям. Под музыку колпак передается над головами из рук в руки, С прекращением музыки тот,у кого в руках оказался колпак,отрабатывает свой «фант»: читает стихотворение, танцует и т.п.
Ерема. Так размяться любой может! А вы попробуйте головой подумать!
Проводится игра «Чей это головной убор» (для детей старшей группы). Ерема достает из сумки и поочередно показываетвсем картинки головных уборов известных сказочных персонажей, например: Красной Шапочки, Кота в сапогах и т.п. Дети отгадывают, кому именно они принадлежат. Хорошо сопроводить демонстрацию музыкой, песнями, помогающими отгадать обладателей головных уборов.
Ведущая.А у меня есть чудесные шапочки! Кто их надевает, сразу же превращается либо в мышку, либо в лягушку, либо в зайчика-побегайчика. Выходите, ребята, покажем сказку «Теремок»(для детей средней группыпроводится музыкальная игра «Теремок»).
Ведущая.Тут еще один колпачок остался. Я знаю, для кого он. Наши малыши хотят сыграть в «Колпачок».
Проводится игра «Колпачок» для детей младшей группы.
В это время Фома снимает свой колпак и кладет на скамеечку. Ерема незаметно его прячет.
Фома.Пока вы тут с колпачком развлекались, девчонки вон там, в углу, наряжались.
Девочки подготовительной группы исполняют
Танец: «Упала шляпа» (музыка группы «На – На»)
Фома бурно им аплодирует, идет за своим колпаком, но не находит его.
Фома.Где мой колпак?
Ерема.Эх ты, шляпа! Колпак-то свой прошляпил! Скоморохи мимо шли, да колпак твой унесли!
Фома.Правда? А не знаешь, где они?
Ведущая.Полно, Ерема, с братом шутить! Отдавай его колпак!
Ерема.Да разве кто видел, чтобы я его брал? У меня в сумке его нет.
Ведущая(выхватывает колпак у Еремы из-под рубахи).А это что? Не зря молва говорит: «На воре шапка горит!». Видишь, как твои уши покраснели, они-то тебя и выдали! (Отдает Фоме колпак.)
Ерема(обращается к Фоме).Я ее не стащил, я с бой пошутил! (Дразнит Фому.)
У Фомы – все не так.
Идет не так и сидит не так.
Надел колпак – и тот не колпак!
Сшит колпак, связан колпак,
Надет колпак, да сидит не так.
Сидит колпак не по-колпаковски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковатъ
Фома.Попробуй, повтори, что сказал! Это твою шапочку переколпаковать надо. Все, Ерема, я на тебя рассердился, обиделся!
Ерема.А на сердитых воду возят, на горячих – хлеб пекут! Знаешь что, Фома, иди-ка ты туда – не знаю куда!
Фома (обиженно).Ну и пойду туда – не знаю куда, и принесу то – не знаю что! (Уходит.)
Ведущая.Зря ты, Ерема, брата обидел. Я бы хоте чтобы вы вместе посмотрели парад шляп. Пусть ребята нам свои шляпки покажут, а гости посмотрят и свое слово скажут.
Дети всех групп проходят перед зрителями: малыши–по кругу (за ведущей или воспитателем), воспитанники средней группы– по прямоугольнику, старшие – змейкой, воспитанники подготовительной группы – противоходом. Все демонстрируют свои головные уборы.
Ведущая.А теперь слово гостям. Пусть расскажу какие шляпы им особенно понравились.
Представители родителей вручают призы и дипломы в номинациях «Старинная шляпа», «Красивая шляпа», «Необычный головной убор», «Шляпа-самоделка», «Кроха в шляпке», а также утешительный приз.
Вбегает Фома.
Фома.Так спешил, так бежал, я уж думал – опоздал!
Ерема.Точно попал, прямо к шапочному разбору.
Фома.Что, здесь уже все свои шляпы на солому разбирают, а панамки в лоскутки превращают?
Ведущая.Нет, Фома, ты не понял. Выражение «к шапочному разбору» означает, что все уже собираются свои головные уборы надеть да потихоньку по домам расходиться.
Фома.Ну, тогда я в самый раз, вовремя! Помнишь, Ерема, ты отправлял меня: «Иди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»? Вот я пошел и принес.
Ерема.А что же ты принес? Что-то ничего не видно!
Фома(достает из сумки фотоаппарат).А вот что! Раз уж я пришел к шапочному разбору, то давайте все вместе сфотографируемся на память о нашем празднике!
Праздник заканчивается общей фотографией на память.