Пришла весна: конспект занятия по исследовательской деятельности в первой младшей группе

Ашарапова Гузель Винеровна

Воспитатель, МАДОУ № 74, Стерлитамак

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Ашарапова Г.В. Пришла весна: конспект занятия по исследовательской деятельности в первой младшей группе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 16.09.2019).

Заказ № 105098


Цели:

- закрепить знания о смене времен года и опытническим путем обогащать знания детей о том, как образуется дождь и почему он бывает сильный и слабый;

- развивать способность сосредотачиваться при рассматривании картин, умение решать познавательные задачи и делать выводы с помощью воспитателя;

- продолжать работу по развитию всех компонентов устной речи;

- воспитывать любовь к природе и доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа:обогащать словарь детей прилагательными «слабый, сильный, яркий, теплый», глаголами «растаял, пускает).

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, 2 полукруглых стола, стулья.

Материал: демонстративный-мультимедийная презентация, костюм медведя для ребенка, зонт; раздаточный- тазики с водой, губки, салфетки.

Предварительная работа: чтение стихотворений о весне, наблюдение за погодой на прогулке, рассматривание мультфильма «Как мы делали весну».

Применяемые технологии: здоровьесберегающие (элемент закаливания, динамическая пауза), исследовательской деятельности (опыт, наблюдение), информационно-коммуникационные (интерактивная доска).

Формы работы: 

  1. Сюрпризный момент.
  2. Рассматривание картины «Весна».
  3. Динамическая пауза – подвижная игра «Солнышко и дождик».
  4. Опыт «Откуда берется дождь?».
  5. Чтение стихотворения «Про весну».
  6. Рефлексия.

Ход занятия:

1. Сюрпризный момент.

(На экране картина с изображением как Мишка просыпается в берлоге – 1 слайд)

В группу заходит грустный Мишка. Воспитатель: «Здравствуй, Мишка! Ты почему такой грустный?»

Мишка: «Я долго-долго спал в своей берлоге, проснулся и не пойму – почему все так радуются. Праздник может какой-то? Кто мне расскажет?»

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем Мишке, расскажем, почему мы такие весёлые».

2. Рассматривание картины (2 слайд).

 Воспитатель: Ребята и Мишка, давайте посмотрим картинку. 

- Что это так на нас светит? (Солнышко).

- Какое солнышко? (Яркое, тёплое).

- Куда исчез снег? (Снег растаял).

- Что пускает мальчик? (Лодочку).

- Чем любуется девочка? (Цветочками).

- Кто сидит на дереве? (Птица).

- Как вы думаете, какое это время года? (Весна).

- Молодцы! Мишка, вот почему все мы так радуемся, пришла весна!

Мишка: А вы мне еще что-нибудь расскажете про весну?

Воспитатель: Конечно, расскажем и поиграем!

3. Динамическая пауза. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель: Весной вся земля умывается дождем и греется солнышком! Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик». Мишка, идем вместе с нами играть!

(На экране появляется солнышко и звучит мелодия – 3 слайд, будет чередоваться с 4 слайдом – изображением дождя и звуком дождя)

Воспитатель: Когда нам светит солнышко – мы гуляем, как только начинается дождик – прячемся под зонтик.

Проводится игра 2 раза.

Воспитатель: Молодцы! Никто не промок!

4. Опыт «Откуда берется дождь?» 

Мишка: Ребята, откуда же берется дождь?

Воспитатель: Мы сейчас тебе покажем.

(Подходим к столам экспериментирования, на столах стоят тазики с водой на каждого ребенка)

Детям предлагается опустить губку в воду и поднять её.

Воспитатель: А что сейчас происходит? (капают капли)

(Дети на опыте убеждаются, что из такого «облака» идет «дождик», но не сильный).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что произойдет, если мы ее сожмем? (пошел сильный дождь)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжёлыми для «облака» и выпали «дождём».

Мишка: Вот интересно! Значит так и в природе всё происходит, соберутся капельки воды вместе в туче и, когда им становится тесно, выпадают на землю дождём.

5. Чтение воспитателем стихотворения:

У березки вновь сережки,

Солнышко ласкает нас,

Видишь зелень за окошком,

Слышишь разных птичек глас.

Вновь весна в своих владеньях

Принесла с собой тепло

Пахнет в воздухе сиренью

И вокруг все зацвело!

6. Рефлексия.

(На экране появляется картина, где изображены медведи)

Мишка: Ребята, мои друзья дождались меня. Мне пора домой. Спасибо вам за то, что объяснили, почему стало так весело. Оказывается, пришла весна! И ещё показали, откуда появляется дождь. До свидания, ребята! 

 

Литература:

  1. Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты. Весна. Младшая группа. М.: Учитель. 2015. 32 с.
  2. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа: методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования. 2013. 163 с.