Осенние контрасты

Богданова Флера Гумаровна

Музыкальный руководитель, МАДОУ "Детский сад№26 "Радость", г. Нефтеюганск ХМАО-Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Богданова Ф.Г. Осенние контрасты // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 23.09.2018).

Заказ № 104097


Сценарий непосредственно образовательной деятельности (6-7 лет)

Тема «Осенние контрасты»

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку контрастного характера.

Задачи:

  • высказываться об эмоционально-образном содержании музыки;
  • творчески интерпретировать музыку различными средствами художественной выразительности;
  • использовать продукты художественной деятельности (осенние листья, осенняя картина) для восприятия смысла музыкального образа;
  • различать тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра;
  • развивать творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации;
  • самостоятельно эмоционально исполнять знакомые и собственные осенние песни, сопровождая их игровыми движениями в соответствии с текстом;
  • развивать способность импровизировать танцевально-игровые движения в свободной пляске.

Предварительная работа:

  • слушание музыки С. Прокофьева «Фея Осень» из балета «Золушка», П. Чайковский «Осенняя песнь» из альбома «Времена года», А. Вивальди «Осень»;
  • знакомство с инструментами симфонического оркестра;
  • совместное изготовление «неозвученных» самодельных инструментов симфонического оркестра ребенка с родителями;
  • разучивание песен «Осень – гостья дорогая» муз. и сл. Л. Олифировой, «Осенняя» муз. и сл. А. Олейниковой, «Осенняя песня» муз. и сл. Н. Лукониной; 
  • инсценирование песни «Осень-гостья дорогая» Л. Олифирова;
  • песенная импровизация на заданный и собственный текст об осени;
  • разучивание игр «Пугало», «Осень-гостья дорогая» Л. Олифирова.

 

Ход непосредственно образовательной деятельности

 

(Дети входят в зал, здороваются)

М.р.: Здравствуйте ребята. Посмотрите, вас встречают «неозвученные» музыкальные инструменты. Вы узнали их? Из какого они оркестра?

(Ответы детей)

М.р.: Правильно, это инструменты симфонического оркестра. Но их так много, вы можете назвать эти инструменты?

(Ответы детей)

М.р. Хорошо, а поможет вам музыка. Проходите музыканты, садитесь.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ: С.Прокофьев «Фея Осень» из балета «Золушка»

М.р.: Вы узнали музыкальное произведение? Как называется музыка? Кто сочинил?

(Ответы детей)

М.р.: Звучание, каких инструментов вы услышали?

(Дети отвечают и показывают инструмент: скрипка, виолончель, флейта, тарелки, барабан)

М.р.: Ребята, можно через игру на инструментах передать настроение музыки? Как? 

(Ответы детей: мимикой, движением головы, туловища)

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

(Дети, через игру на «неозвученных» самодельных инструментах симфонического оркестра, передают настроение музыкального произведения)

М.р.: Молодцы, музыканты! Я почувствовала характер музыки, увидела, как вы движением головы, туловища передавали настроение музыки. Но, инструменты сковывали ваши движения, не давали вам в полной мере выразить свои эмоции. 

Как еще можно передать настроение музыки?

(Ответы детей: через движение, рисунок)

М.р.: Оставьте инструменты и подберите нужные материалы, атрибуты для передачи настроения музыки.

 (Дети самостоятельно выбирают вид деятельности и подбирают атрибуты (шарфы, разноцветные зонтики, осенние листочки) к движению под музыку; краски, карандаши, фломастеры для рисования)

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ

М.Р.: Какую осень вы передавали в своем танце? Какие движения использовали?

(Ответы детей: осень сердитая, холодная, с ветром, дождливая, хмурая, хочется убежать от нее домой; поэтому и движения отрывистые, резкие, немного даже пугающие)

М.Р.: Давайте посмотрим, как юные художники передали настроение музыки. Расскажите нам о ней. Почему вы использовали краски темных тонов?

(Ответы детей: музыка тревожная, сердитая, задиристая, хмурая, потому что осень холодная, не красивая. Сильный ветер разбрасывает листья в разные сторон; по небу бегут черные тучи и льют слезы; холодно, хочется прижаться к маме; поэтому на рисунке темные краски)

М.р.: Молодцы, ребята! Вы правильно понимаете настроение музыкального произведения С. Прокофьева «Фея Осень».

Но, разве осень бывает только хмурой, унылой?

Вы знаете музыкальные произведения о осени, передающие другое настроение?

Кто затрудняется ответить, может использовать музыкальные игры.

(В своих ответах дети используют игры «Круги Луллия», «Музыкальный волчок», «Кто сочинил?»: осень бывает ласковой, светлой, красивой, с грустью как в музыке Чайковского «Осенняя песнь», в песне «Осенняя песня», которую мы разучиваем)

М.р.: Ребята, где можно исполнить песню «Осенняя песня»? Для кого?

(Ответы детей: на осеннем празднике, в группе для друзей, для малышей, дома для мамы, папы)

М.р.: Я предлагаю вам исполнить эту песню по телевизору. Одна группа - будут артисты, другая – зрители. Желающие подойдите к экрану.

(Два ребенка держат длинную ленту, сшитую концами, как экран)

ПЕСНЯ «ОСЕННЯЯ ПЕСНЯ» муз. и сл. Н. Лукониной

М.р.: Удалось артистам передать настроение песни? Как они исполняли ее?

(Дети-зрители дают оценку)

М.р.: Ребята, а может осень подарить радость, веселье? Когда такое настроение можно почувствовать?

(Ответы детей: когда люди собирают урожай)

М.р.: Предлагаю вам отправиться в огород, но там вас ждет Пугало.

(Пугало-ребенок стучит метлой об пол, дети разбегаются и встают врассыпнуюДва раза стучит – дети танцуют (свободная пляска). Три раза стучит - дети бегут на свои места и «заплетают плетень». 

Педагог предлагает поиграть еще раз в эту игру. Дети закрывают глаза, руки убирают назад, ребенок-пугало проходит сзади детей, выбирает другого ребенка, отдает ему метлу. Игра начинается сначала. Но, когда пугало стучит два раза метлой, педагог предлагает детям сочинить песенку про осень, глядя на свою картину, аккомпанируя себе звучащими жестами, на музыкальных инструментах)

ПЕСЕННАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ

М.р.: Вот мы и в огороде, а здесь столько овощей и для супа и для щей. Кто отгадает загадку, тот и будет этим овощем.

 (Дети, отгадавшие загадки, одевают маски)

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ПЕСНИ-ИГРЫ «ОСЕНЬ-ГОСТЬЯ ДОРОГАЯ» муз. и сл. Л. Олифировой

М.р.: Ребята, что интересного вы узнали сегодня?

Какое задание у вас вызвало затруднение?

Нарисуйте свою песенку об осени в нотной тетради.

До свидания, ребята.