Маскатерапия "Сказки детства", тренинг для педагогов

Фоканова Наталья Ивановна
Романенко Елена Владимировна
Родионова Лилия Азьгатовна

Педагог-психолог, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Фоканова Н.И., Романенко Е. В., Родионова Л.А. Маскатерапия "Сказки детства", тренинг для педагогов // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 23.09.2018).

Заказ № 99066


Цель: осознание своих жизненных сценариев взрослыми, саморефлексия, понимание тех ролей, что приходится брать на себя, осознание их важности в своей жизни снятие эмоционального напряжения. 

Оборудование, материалы: листы бумаги А4 для всех участников, цветные карандаши, ножницы, магнитофон с записями классической музыки.

Психолог: уважаемые участники! Рада вас приветствовать на нашем занятии по маскатерапии. Сели удобно, глубоко вдохнули и шумно выдохнули, расслабились. Я приглашаю вас в путешествие в волшебный лес – это лес вашего детства. Вы подходите к кромке леса, в нем много тропинок. (Включается запись классической музыки «Лунная соната» Бетховена). Вы выбираете свою тропинку и идете по ней. С каждым шагом вы становитесь моложе. Вы выходите на полянку, на ней мягкая травка, так и хочется присесть, и отдохнуть. Вы устраиваетесь удобно, и перед вашими глазами проходит вся ваша жизнь: вы вспоминаете родных и близких, тех, кто находился с вами в то время, вспоминаете семейные вечера. Вы вспоминаете любимую сказку детства, которую вам читал кто-то из родных, а вы просили ее читать еще и еще. А может быть, вы вспомнили сказку, которую читали сами, когда научились читать – это была любимая сказка. А может быть, вам вспомнился фильм-сказка. Вспомните героев этой сказки. Введите себя в сказку и прошагайте вместе с героями сказки по страницам… Вы вспомнили детство и любимую сказку. Вы возвращаетесь по тропинке из леса и с каждым шагом становитесь взрослее и, когда вы выйдите из леса, вы вернетесь в свой возраст и к нам в комнату.

Вопросы к участникам:

- Какая сказка вспомнилась? 

- Кем вы были в этой сказке?

- О чем эта сказка?

- Кто ее читал?

Психолог:А теперь, нарисуйте во весь альбомный лист лицо сказочного героя и сделайте свою маску. Пока работаете, подумайте, как зовут вашего сказочного героя, выберет своему герою девиз. (Звучит музыка «Канон» Пахельбеля).

Психолог: Наденьте маску, прочитайте через маску девизы – жизненные позиции и выберете тот, который вам подходит:

- Это я могу сделать сама;

- Я потеряна;

- Сделай это для меня;

- Я разозлена.

Вопросы к участникам: во-первых, проанализируйте:

- Что положительного дает вашему герою выбранная позиция в сказке?

- Что отрицательного несет эта позиция?

- Что в жизни положительного вам дает эта позиция?

- Что в жизни отрицательного дает эта позиция?

Во-вторых, сочините и запишите сказку.

Обобщение.

«Это я могу сделать сама»: положительно – высочайший уровень самореализации; отрицательно – одиночество и позиция «загнанной домохозяйки».

«Я потеряна»: положительно – самопознание; отрицательно – беспомощность и депрессия.

«Сделай это для меня»: положительно – взаимовыгодное распределение сил; отрицательно – ситуативное снижение самооценки и манипулятивная позиция ребенка.

«Я разозлена»: положительно – самореализация; отрицательно – эмоциональное и физическое истощение.

Анализ сказок.

- Какие чувства возникают при прослушивании данной сказки?

- Какая позиция заложена в сказке?

Работа с масками.

- Что ваш герой проявляет миру? Напишите три качества на лбу вашей маски.

- С обратной стороны маски напишите, что ваш герой скрывает от мира, от других.

Психолог: Наденьте маски, медленно ходим и читаем, что написано на лбу у сказочных героев.

Приложите маску «обратной» стороной и читаем, что герои прячут от других.

Анализ:

- Что чувствовали в маске «лицом»?

- Что чувствовали, когда повернули маску «обратной» стороной?

Упражнение «Разные маски».

Психолог: Померьте все маски и выберете ту, в которой было удобно, и ту, в которой было не удобно.

Анализ:

- Что чувствовали в своей маске?

- Что чувствовали, когда расставались со своей маской? Следили за ней?

- В какой маске было удобно и почему?

- В какой маске было не удобно?

Психолог: А теперь посмотрите на свою маску, она долгое время была с вами. Все положительное, на ваш взгляд, возьмите себе, а негативное оставьте маске. Попрощаемся с ней, скомкаем и поиграем в снежки.

Так и в жизни: мы бомбардируем друг друга своими масками, нас бомбардируют. Маски носим разные. Они нам помогают скрывать свои страхи, регулировать свое поведение, свои отношения. Но есть маски, которые мешают:

  1. Маска трудоголика, работоголика, детоголика, спортоголика, домоголика. Для них характерна усталость, оторванность от близких, одиночество, неумение получать удовольствие от досуга и отдыха. Причинами данных состояний является отказ от эмоциональных проявлений, страх проявления нежности, неумение проявлять любовь.
  2. Маска поиска внимания– если человек не получает внимание, то чувствует горечь и обиду. Сам в ответ дарит внешнее внимание, т.е. псевдовнимание.
  3. Маска отрицания– человек не обращает внимания на свои проблемы.
  4. Маска «Павлин»- демонстрация собственных достижений, человек упоен этим.
  5. Маска «Давайте веселиться»- хохмачи и шуты. Сами веселиться не умеют, поэтому предлагают другим: танцуем все, веселимся все.
  6. Маска рациональности– человек все подвергает логике, раскладывает по полочкам. Все подвергает анализу. Эта маска защищает нежные и трепетные чувства.
  7. Маска гонки вооружения– человек использует все средства защиты себя, скрывая страх. Можно предположить, что нарушено базисное доверие.

Психолог: а теперь, подводя итог нашего тренинга, давайте проговорим с чем уходим (настроение, эмоции, пожелания). Педагоги высказываются по очереди и прощаются.