Фоканова Наталья Ивановна
Романенко Елена Владимировна
Родионова Лилия Азьгатовна
Педагог-психолог, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти
Музыкальный руководитель, "АНО ДО Планета детства "Лада" д.с №192 "Ручеёк", г. Тольятти
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Фоканова Н.И., Романенко Е. В., Родионова Л.А. Маскатерапия "Сказки детства", тренинг для педагогов // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 99066
Цель: осознание своих жизненных сценариев взрослыми, саморефлексия, понимание тех ролей, что приходится брать на себя, осознание их важности в своей жизни снятие эмоционального напряжения.
Оборудование, материалы: листы бумаги А4 для всех участников, цветные карандаши, ножницы, магнитофон с записями классической музыки.
Психолог: уважаемые участники! Рада вас приветствовать на нашем занятии по маскатерапии. Сели удобно, глубоко вдохнули и шумно выдохнули, расслабились. Я приглашаю вас в путешествие в волшебный лес – это лес вашего детства. Вы подходите к кромке леса, в нем много тропинок. (Включается запись классической музыки «Лунная соната» Бетховена). Вы выбираете свою тропинку и идете по ней. С каждым шагом вы становитесь моложе. Вы выходите на полянку, на ней мягкая травка, так и хочется присесть, и отдохнуть. Вы устраиваетесь удобно, и перед вашими глазами проходит вся ваша жизнь: вы вспоминаете родных и близких, тех, кто находился с вами в то время, вспоминаете семейные вечера. Вы вспоминаете любимую сказку детства, которую вам читал кто-то из родных, а вы просили ее читать еще и еще. А может быть, вы вспомнили сказку, которую читали сами, когда научились читать – это была любимая сказка. А может быть, вам вспомнился фильм-сказка. Вспомните героев этой сказки. Введите себя в сказку и прошагайте вместе с героями сказки по страницам… Вы вспомнили детство и любимую сказку. Вы возвращаетесь по тропинке из леса и с каждым шагом становитесь взрослее и, когда вы выйдите из леса, вы вернетесь в свой возраст и к нам в комнату.
Вопросы к участникам:
- Какая сказка вспомнилась?
- Кем вы были в этой сказке?
- О чем эта сказка?
- Кто ее читал?
Психолог:А теперь, нарисуйте во весь альбомный лист лицо сказочного героя и сделайте свою маску. Пока работаете, подумайте, как зовут вашего сказочного героя, выберет своему герою девиз. (Звучит музыка «Канон» Пахельбеля).
Психолог: Наденьте маску, прочитайте через маску девизы – жизненные позиции и выберете тот, который вам подходит:
- Это я могу сделать сама;
- Я потеряна;
- Сделай это для меня;
- Я разозлена.
Вопросы к участникам: во-первых, проанализируйте:
- Что положительного дает вашему герою выбранная позиция в сказке?
- Что отрицательного несет эта позиция?
- Что в жизни положительного вам дает эта позиция?
- Что в жизни отрицательного дает эта позиция?
Во-вторых, сочините и запишите сказку.
Обобщение.
«Это я могу сделать сама»: положительно – высочайший уровень самореализации; отрицательно – одиночество и позиция «загнанной домохозяйки».
«Я потеряна»: положительно – самопознание; отрицательно – беспомощность и депрессия.
«Сделай это для меня»: положительно – взаимовыгодное распределение сил; отрицательно – ситуативное снижение самооценки и манипулятивная позиция ребенка.
«Я разозлена»: положительно – самореализация; отрицательно – эмоциональное и физическое истощение.
Анализ сказок.
- Какие чувства возникают при прослушивании данной сказки?
- Какая позиция заложена в сказке?
Работа с масками.
- Что ваш герой проявляет миру? Напишите три качества на лбу вашей маски.
- С обратной стороны маски напишите, что ваш герой скрывает от мира, от других.
Психолог: Наденьте маски, медленно ходим и читаем, что написано на лбу у сказочных героев.
Приложите маску «обратной» стороной и читаем, что герои прячут от других.
Анализ:
- Что чувствовали в маске «лицом»?
- Что чувствовали, когда повернули маску «обратной» стороной?
Упражнение «Разные маски».
Психолог: Померьте все маски и выберете ту, в которой было удобно, и ту, в которой было не удобно.
Анализ:
- Что чувствовали в своей маске?
- Что чувствовали, когда расставались со своей маской? Следили за ней?
- В какой маске было удобно и почему?
- В какой маске было не удобно?
Психолог: А теперь посмотрите на свою маску, она долгое время была с вами. Все положительное, на ваш взгляд, возьмите себе, а негативное оставьте маске. Попрощаемся с ней, скомкаем и поиграем в снежки.
Так и в жизни: мы бомбардируем друг друга своими масками, нас бомбардируют. Маски носим разные. Они нам помогают скрывать свои страхи, регулировать свое поведение, свои отношения. Но есть маски, которые мешают:
Психолог: а теперь, подводя итог нашего тренинга, давайте проговорим с чем уходим (настроение, эмоции, пожелания). Педагоги высказываются по очереди и прощаются.