Сирачова Лилия Дамировна
Архипова Людмила Владимировна
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 169 "Лесная сказка", г.Тольятти Самарской области
Воспитатель, АНО ДО "Планета детства "Лада" д/с № 169 "Лесная сказка", г.Тольятти Самарской области
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Сирачова Л.Д., Архипова Л.В. Игра как методический прием при формировании понятия о пейзажной живописи у дошкольников // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 98566
Из всех жанров изобразительного искусства пейзаж ближе и доступнее восприятию дошкольников. Дети любят природу, и произведения пейзажной живописи вызывают у них радостные ассоциации, интерес. На занятиях – беседах, тематических занятиях по рисованию педагог сам должен проявить глубокие и разносторонние знания. От профессионализма воспитателя напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Для повышения творческой ориентированности в области изобразительного искусства в детском саду с педагогами проводятся консультации и семинары, практические упражнения и деловые игры.
Учиться играючи – основной принцип деловой игры, т.к. сам термин «игра» соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.
Деловая игра по теме «Пейзаж» позволяет педагогам развить художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи, композиционные построения картин, развивать эстетические оценки и суждения; раскрыть свои творческие способности, проявить самостоятельную исследовательскую деятельность.
В игре участвует весь педагогический коллектив дошкольного учреждения, который разбивается на три команды. Один из участников берет на себя роль ведущего. Выбирается жюри из представителей администрации, которое оценивает правильность, оригинальность, а также чувство юмора, находчивость и т.п. Игра проходит в духе состязательности и сравнения оценок результатов соревнования команд. Заранее могут быть продуманы призы и награды победителям.
Для игры необходимы следующие материалы: Фломастеры или маркеры, пастельные мелки, краски на выбор, 3 списка с названиями линий; листы бумаги для рисования линий, пейзажа и схемы-анализа для каждой команды.
В ходе игры ведущая дает информацию по теме «Пейзажная живопись», участники выполняют практические задания, делятся впечатлениями и учатся анализировать живописные работы с помощью условных схем.
Игра для воспитателей «Рисуем и анализируем»
Линия – начало всех начал. Каждый раз, когда мы приступаем к творческой работе в области изобразительного искусства, то начинаем с рисунка. Любое прикосновение к листу бумаги фиксирует мысли, ощущения и настроение художника. Линия – это отпечаток сиюминутного состояния и даже дыхания.
Линии бывают длинные и короткие, прерывистые и сплошные. Они утолщаются и утончаются прямо на глазах.
Работа с линией – очень важный этап в занятиях с детьми, особенно на первых порах освоения ими языка изобразительного искусства. Работа с линией раскрепощает руку ребенка, дает ему почувствовать свободу в творчестве.
У линий тоже есть свой характер, и его можно изобразить на листе бумаги. Чтобы характер линий был более выразительным, мы сделаем эти линии цветными фломастерами.
1 задание: Капитаны команд вытягивают по жребию карточки с названием линий. Возможные варианты: спокойная, прыгучая, зубастая, хитрая, волнистая, ленивая, веселая. Участникам команд предлагается изобразить на листах бумаги перечисленные линии в нескольких вариантах, выбирая подходящий цвет.
Вы хорошо прочувствовали характеры изображенных вами линий. Чувствуется, что вы целенаправленно подбирали цвет для каждой линии. Отсюда напрашивается вывод, что характер линии и цвет помогает раскрыть содержание.
Композиция – универсальная организующая сущность искусства. В искусстве, как и в действительности, все подчинено определенному порядку, но если в природе этот порядок задан изначально, то в искусстве он устанавливается художником. В каждом произведении все детали, штрихи подчинены единому композиционному решению.
От расположения фигур, которое называется композицией, зачастую зависит главный смысл рисунка и впечатление, производимое им на зрителя. Если, предположим, предмет или фигура человека находится в центре листа, художник этим нам говорит: вот главное в моей работе, смотрите в центр картины. Центр есть у всех предметов. У одних он выражен явно: тарелка, крышка стола, лист А4. У других его можно рассчитать путем сложных вычислений. Центр есть и в любом произведении искусства.
Если же предметы, другие детали работы размещены автором в углах картины, то следует понимать, что эти детали не слишком важны, им отведена второстепенная роль.
Многое можно сказать и передать с помощью композиции, определенной системы построения формы, цвета внутри работы. Композиция открывает нам доступ к смыслу произведения, даже если его форма носит абстрактный характер.
Композиция (от лат. Compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т.п.).
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдетзакрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.
Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции.
Основные направления линий из центра. (И. Шишкин. Рожь.)
Когда в эпоху Возраждения изменилась концепция мира и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения. Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на свое образно-зрительное представление о будущей картине.
Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встает проблема, как ее расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости. Вместо точки может быть любой объект, например один человек или одно дерево.
Новые проблемы в композиции появляются, когда к точке добавляется линия. Точка и несколько линий дают множество вариантов композиции.
2 задание: Участникам игры предлагается нарисовать карандашом на чистом листе бумаги несколько линий любой конфигурации. Они могут быть параллельными, пересекаться, выходить из одной точки, упираться одна в другую и т.п. Затем игроки рисуют на любом месте точку и представляют, что перед ними композиционная схема будущего пейзажа, решая, очертанием чего эти линии будут (берега, горы, озера и т.д.). Вместо точки рисуют главный объект пейзажа. Затем добавляют несколько второстепенных деталей, помогающих раскрыть содержание будущего произведения. В конце конкурса соревнующиеся раскрашивают рисунки пастельными мелками или красками.
При просмотре готовых работ, даются комментарии участниками каждой команды. Ведущая делает заключение о том, что уважаемые педагоги побывали в роли художников – пейзажистов и предлагает рассмотреть созданные шедевры с точки зрения художественной выразительности композиции.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, декоративность, динамику и статику, симметрию и ассиметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Они помогут нам научиться выделять средства выразительности при анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных рисунков.
3 задание: Ведущая предлагает игрокам зашифровать рисунки с помощью придуманных условных знаков.
Ведущая заканчивает игру словами художника Евгения Адольфовича Кибрика: «Способность к творческой интуиции – проявление одаренности художника. Способность к анализу, то есть логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать, воспитывать. Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция – анализ – интуиция. Ибо искусство и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объясняется же с помощью анализа».
Подводятся итоги, объявляются победители.
Основным результатом конкурсов является самостоятельная творческая и исследовательская деятельность каждого участника педагогического коллектива, а также положительные эмоции, которые были в ходе игры.
Игра для детей «Знакомство с пейзажем»
В воспитании, образовании и развитии дошкольников игре отводится ведущая роль. В игре ребенок получает определенные знания и навыки, формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. Обучая детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Обучение с помощью компьютерных игр – один из привлекательных методов для детей. Дошкольники осваивают не только азы владения компьютером, но и познают секреты живописи.
Предлагаем вам поиграть с детьми 5-6 лет в компьютерные игры, насыщенные творческим содержанием (Школа рисования, Детское творчество). Эти игры не потребуют от взрослых и, разумеется, от детей каких-нибудь особых знаний. Обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр, относится к методам, ускоряющим интеллектуальное развитие. Мы предлагаем курс формирования у дошкольников представления о пейзажной живописи. Курс состоит из занятий, в каждом из которых предполагается обучающий ролик, конкурс – задание (на занятиях по компьютерной грамотности), задание для выполнения на бумаге (на занятиях рисования) Каждое занятие посвящено отдельной теме:
1.Контраст и близкие цвета.
Рассматривание картин Б.Кустодиев «Осень», «Гроза». И.Шишкин «Золотая осень»
Задания на компьютере: Найди близкие цвета для оранжевого (зеленого и т.д) цвета
Найди контрастные цвета для желтого (красного и т.д.) цвета
Раскрась картинку контрастными цветами, близкими цветами
Сравни полученные пейзажи
Задания по рисованию: «Нарисуй свою осень»
2. Холодные и теплые цвета.
Рассматривание картин И.Левитан «Берег моря», И.Айвазовский «Ледяные горы»
Задания на компьютере: Составь холодные оттенки синего (зеленого) цвета
Составь теплые оттенки красного (желтого, зеленого) цвета
Раскрась планету теплыми цветами, холодными цветами
Сравни по колориту полученные пейзажи
Задания по рисованию: «Фантастический пейзаж»
3.Светлые и темные тона.
Рассматривание картины В.Васнецов «Дубовая роща», Левитан «Березовая роща»
Задания на компьютере: Составь палитру светлых и темных тонов красного цвета (синего, желтого, зеленого и т.д.)
Раскрась морской пейзаж в светлых тонах, в темных тонах
Задания по рисованию: «Подводный мир»
4.Геометрические фигуры.
Задания на компьютере: Найди картинки, в которых присутствует овал (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, ромб)
Выбери пятно, из которого нарисован рисунок
Создай из пятна рисунок
Нарисовать воздушного змея (дом, машину, елку), используя геометрические фигуры
Задания по рисованию: Нарисуй пейзаж, используя геометрические фигуры
5. Форма природных объектов.
Задания на компьютере: Найди предмет, который использовали для создания поделки
Создай свою «картинку», используя различные природные материалы. (шишки, косточки, семечки, камни, листья, семена)
Задания по рисованию: Выполни коллаж из природных материалов «Зимнее дерево»
6.Симметрия.
Задания на компьютере: Создай симметричный рисунок.
Задание по рисованию: «Осень в зеркало глядится» (отражение в воде)
7.Фантазия.
Задание на компьютере: Выполни пейзаж по трафарету. Раскрась в любой гамме.
Задание по рисованию: Нарисуй пейзаж «Зимние напевы», «Весеннее настроение», «Золотая осень» по выбору ребенка
В процессе прохождения курса ребенок создает свой шедевр, который он может сохранить в альбоме, или разместить как иллюстрацию в книге. После прохождения курса, маленький художник готов к созданию своего собственного шедевра. Роль взрослого в этом процессе – поддержать интерес детей, при необходимости оказать помощь при затруднении выполнения задания.