Учет психофизиологических особенностей детей с ЗПР при использовании арт-терапии

Лобко Анна Александровна

Педагог-психолог, ГОБОУ ЦППРК, Великий Новгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Лобко А.А. Учет психофизиологических особенностей детей с ЗПР при использовании арт-терапии // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 29.03.2024).

Заказ № 99346


В последние годы спектр и размах явлений, обозначаемых как «отклоняющееся развитие», неуклонно увеличиваются, приобретая все более угрожающие масштабы. Термин «отклоняющееся развитие», введенный Семенович А.В. более пятнадцати лет назад, описывает пограничную между нормой и патологией часть детской популяции, из которой каждый способен выйти в нормативную зону. Сегодня эта «нейтральная полоса» демонстрирует тенденцию к интенсивному расширению и, к сожалению, не в сторону высоких показателей.

Одной из граней «отклоняющегося развития» и является задержанное психическое развитие (ЗПР). Задержка психического развития характеризуется отставанием в формировании психических функций: памяти, внимания, мышления и пространственно-временных представлений.

Недостаточно сформированным оказывается произвольное внимание, когда ребенку необходимо сосредоточится на нужном, а не интересном предмете. Дефицитарность основных свойств внимания: концентрации, объема, распределения. Также снижена устойчивость внимания. 

Снижен объем долговременной и кратковременной памяти, а также недоразвитие произвольного запоминания. 

Наблюдается и снижение уровня сформированности всех основных мыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции и переноса.

Не сформированы пространственно-временные представления: дети с ЗПР не знают и не понимают последовательности времен года и дней недели, месяцев и времени суток. Нарушена и ориентировка в пространстве, которая тоже отчасти участвует во временных представлениях. Не понимается значение слов: завтра, вчера, после Нового года, перед восьмым марта и т.д.

Детский организм реализует свои возможности в замедленном темпе. Данным детям сложно сосредотачиваться на обучении. Самая основная причина сложностей в обучении это несформированность произвольной регуляции деятельности, ребенок с ЗПР не в состоянии поставить перед собой учебную задачу и последовательно добиваться ее решения. Задержка психического развития затрагивает не только психологические аспекты личности. Нарушения наблюдаются в разных видах деятельности эмоциональной и психической.

Причины ЗПР и их классификации не являются темой данной статьи. Суть в том, что, имея проблемы в обучении, этим детям требуется помощь различных специалистов: дефектологов, психологов, логопедов, неврологов, психиатров и т.д. В данной статье я хотела бы сделать акцент на нюансах, возникающих в ходе проведения психокоррекционных занятий, именно с данной категорией – дети с ЗПР.

Психокоррекция начинается с налаживания доверительных отношений между психологом и ребенком. В работе детского психолога очень важно наладить контакт с ребенком, заручиться его доверием. Если ребенок не будет доверять специалисту, не будет чувствовать себя комфортно на занятиях у психолога, психотерапевтического эффекта будет сложно добиться.

В некоторых случаях применение традиционных форм психологического сопровождения может оказаться неэффективным, например, когда ребенок замкнут, излишне тревожен, имеет проявления расстройства аутического спектра и т.д. Психологу приходится подбирать другие, более эффективные рабочие инструменты, особенно это относиться к детям, которые имеют эмоциональные и поведенческие нарушения, приводящие к проблемам в обучении.

В своей работе я часто использую нетрадиционные методы психотерапии. С самого начала своей работы, отмечаю эффективность именно, арт-терапевтических методов. Эти приемы предполагают трехстороннее взаимодействие между автором художественной работы, работой и психологом. Получается, что ребенок не обращается напрямую к психологу, а делает это опосредованно, через продукт своей деятельности: будь это рисунок, аппликация, коллаж, игрушка и т.д.

Арт-терапия – это психотерапевтический метод, основанный на использовании художественного творчества. Является составляющей терапии искусством. Наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках. Детям крайне трудно вербализировать свои состояния и рефлексировать, поэтому арт-терапевтические занятия как нельзя лучше позволяют психологу работать с состоянием ребенка, минуя слова и сознание. В процессе творческого акта внутренние конфликты переживаются вновь и, в конечном счете, разрешаются.

Психолог создает для ребенка безопасную среду, находясь рядом с ним в процессе творческой деятельности. Дети, используя предоставленные им художественные материалы, стремятся выразить в художественной форме свои мысли и чувства. Психолог побуждает ребенка к взаимодействию с предоставленными материалами, благодаря чему арт-терапевтический процесс становится как бы разновидностью диалога. Психолог выступает как посредник в «диалоге» ребенка со своим рисунком.

Кроме своего очевидного психотерапевтического эффекта происходит опосредованно и развитие психических процессов: развивается мелкая моторика рук, расширяются и закрепляются знания о пространственных представлениях, развивают представления о форме и цвете.

В своей работе арт-терапевтические методы стараюсь использовать широко, начиная с рисунка и заканчивая картинами из шерсти. Не все методики могут быть использованы в работе с детьми с ЗПР, в силу несформированности некоторых навыков, как художественных, так и самых обыденных, бытовых. Например, создавая с первоклассниками ангела из кусочка ткани, столкнулась с тем, что дети не в состоянии завязать простой одинарный узел на веревочке. В, казалось бы, такой простой технике, что может быть сложного, но и тут есть свои подводные камни, и причина их кроется в особенностях детей с ЗПР.

Далее мне хотелось бы привести несколько примеров из моей практики, как особенности детей с ЗПР заставляют меня, как специалиста, изобретать новые подходы в проведении занятий по арт-терапии. Несмотря, на то, что сеть интернет пестрит различными мастер классами и предлагает множество вариантов использования бумаги, пластилина, теста, красок, ткани и т.д., мне приходится все модифицировать с учетом психофизических особенностей детей с ЗПР.

Изобразительная деятельность сама по себе сопровождается терапевтическими эффектами. Существуют следующие виды арт-терапии: изотерапия (рисуночная), визуальная (терапия образами), медиативное рисование и мультимедийная. Самым простым по использованию и исполнению является рисунок. Рисовать можно карандашами цветными и простым, красками гуашью и акварелью, фломастерами, акрилом, делать оттиски и т.д. Основой для рисования также могут служить различные поверхности и простой белый лист формата А4 и стекло, и ткань и т.д.

Проблемы начинают возникать даже при таком, казалось бы, элементарном задании, как раскрашивание рисунка. Проблема, встающая перед ребенком, выражается в выборе цвета. Здесь либо все закрашивается одним цветом, либо выбираются второстепенные, по Люшеру, очень темные тона, что также говорит об эмоциональном состоянии ребенка. Рисунок получается очень мрачным.

Иногда сталкиваюсь с проблемой однотипности выполнения действий. Ребенка бывает очень трудно уговорить использовать разные цвета в работе. Выбрав первоначально какой-то один цвет, ребенок как по шаблону раскрашивает в него все детали картины.

Многие дети при получении задания: «Нарисовать рисунок» на заданную тему, дают крайне негативную реакцию: «Я не умею рисовать!» и отказываются от деятельности.

Другая проблема: если тематика рисунка не задана, крайне низкий уровень развития воображения не позволяет обучающимся с ЗПР придумать даже, что нарисовать.

Поэтому, очень важно на первоначальном этапе давать самые простые задания, максимально конкретизируя задания, используя шаблоны, исключая задания на воображение, т.к. у детей с ЗПР оно развито на крайне низком уровне.

Хочется привести несколько примеров, упрощения первоначальной инструкции при проведении арт-терапевтических занятий.

Например, раскрашивание соли. Изначально эта методика предполагает свободный рисунок клеем ПВА по бумаге, а затем засыпание клея солью и раскрашивание соли акварелью.

Но первый же пункт инструкции ставит ребенка с ЗПР в тупик: «Что придумать?». А если он даже с этим справился, как нарисовать, что хочется!

Именно поэтому, я подготавливаю шаблон, и предлагаю на выбор несколько. Например, если сейчас зима: снежинка, елочка, снеговик; если осень: листики с разных деревьев. Можно предлагать и нейтральные, не связанные с сезоном шаблоны: кораблик, котик, собачка, цыпленок и т. д.

Разновидностью изобразительной терапии является плоскостная лепка, работа с пластилином. Всем детям очень нравится взаимодействие с этим художественным материалом. Стараюсь вводить несколько занятий с пластилином в течение учебного года.

Самое элементарное, казалось бы, это «раскрашивание» пластилином. Опять же, изначально предлагается шаблон, например: божьей коровки. Привожу случай из практики с одним из учеников. Ребенку предлагается шаблон божьей коровки и набор пластилина. Ребенок начинает работу с выбора черного цвета и «раскрашивания» пятнышек. Поэтому очень важно не просто упростить все действия, но и максимально подробно и пошагово давать инструкцию, некоторые дети не знают, что сначала надо сделать фон, а затем только пятнышки.

После этого случая я выдаю на занятии ребенку шаблон и только один красный пластилин и даю четкую инструкцию, сначала раскрась крылышки. И только по завершении, ребенок получает пластилин черного цвета для пятнышек.

Песочная терапия является не частью арт-терапии, а скорее направлением терапии искусством. Детям очень нравится песочница, ведь она светится. И изначально все хотят порисовать на песке. Рисование на песке хорошо еще и тем, что можно стереть неудачно получившийся рисунок и заменить его новым. Но даже спонтанное рисование детям с ЗПР дается с трудом. 

Если дать песочницу, и попросить нарисовать историю, далеко не все дети смогут выполнить это задание. Ребенок не будет знать, что ему делать с песком. Самый безопасный метод, рисование по инструкции, например, «Нарисуй прямую линию, волнистую, круг, треугольник, спираль и т.д.» Или: «Оставьте следы на песке.» Или: «Посыпьте песком на песочницу».

Создание же сказки в песке, ставит детей с ЗПР в тупик, чаще всего они, услышав одну какую-то историю, рисуют аналогичную, не в состоянии сочинить что-то оригинальное.

Работа с бумагой дает очень широкое поле для деятельности как ребенка, так и арт-терапевта. Можно делать аппликации: плоскостные и объемные, вырезать и складывать (оригами), создавать бумажные игрушки.

При работе с бумагой очень важным составляющим является вырезание ножницами, т.к. развитие мелкой моторики недостаточное у детей с ЗПР, есть смысл перед занятиями с вырезанием дать детям потренироваться. Я обычно распечатываю шаблоны для вырезания от простых – прямые линии, до более сложных: зигзаги и спирали.

Применяю в своей работе много заданий на работу с разноцветными салфетками, например, создание осеннего дерева. Даю готовый силуэт дерева и несколько цветовых вариантов цветных салфеток, ребенку предлагаю нарядить дерево осенними листочками на свое усмотрение. Кто-то комкает маленькие кусочки, кому-то не хватает терпении и он отрывает большие куски от салфетки и скатывает их не аккуратно, в данной методике не только психотерапевтическй эффект присутствует, развивается воображение и диагностика осуществляется, в частности произвольной регуляции деятельности, если ребенок торопится и не старается то данная характеристика недостаточно развита.

Обязательно четкая, максимально подробная инструкция, многократно повторенная. И использование максимально упрощенных форм для создания работы.

Использование арт-терапевтических методов в работе психолога считается очень эффективным в работе с детьми с ЗПР. Это широчайшее поле, которое можно использовать в разных аспектах психотерапевтической работы: диагностика и коррекция, и индивидуальная работа и групповая, и для работы как с детьми, так и с их родителями, в том числе для личностного роста, самообразования и обучения.

 

Использованная литература:

  1. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. Спб.: Речь, 2003. 320 с.
  2. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг /под ред. А.И. Копытина. М.: Когнито-Центр, 2008. 288 с.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПБ.: Речь, 2008. 256 с. 
  4. Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. СПб.: Речь, 2006. 352 с.
  5. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие.  М.: Генезис, 2017. 319 с.