Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Харламова Диана Александровна

Воспитатель, МБДОУ МО Плавский район-детский сад п. Молочные Дворы, Плавск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Харламова Д.А. Использование кинезиологических упражнений как вид здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 93365


Кинезиология занимает важное место в развитии и укреплении здоровья у детей детсадовского возраста. Она корнями уходит в древние философские системы. Еще Конфуций показывал, что полезно для мозговой деятельности и мышечной системы двигаться. Йога тоже содержит в себе принципы кинезиологии. А основоположником этой науки стал древнегреческий ученый Асклепиад, он первый доказал, что можно лечиться движением. В своих исследованиях кинезиологию использовали Аристотель и Гиппократ.

Кинезеологические упражнения и гимнастика активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии,

Использование основных кинезиологоических принципов в развитии детей в ДОУ:

  1. Ненасилие.
  2. Достижение компромиссов.
  3. Добровольное согласие
  4. Оказание помощи.
  5. Доброжелательность.
  6. Право выбора.
  7. Проверка на безопасность.

Занятия кинезиологической гимнастикой с детьми в дошкольных образовательных учреждениях делятся следующие разделы:

1. Дыхательная гимнастика помогает развить ритмичность организма, самоконтроль и произвольность. Ритм дыхания – это единственный ритм, который поддается управлению человека. Нарушение ритмичности детского организма приведет к расстройству психофизического развития ребенка. Поэтому эффективность дыхательной гимнастики особо просматривается на гиперактивных детях, и позволяет корректировать дефицит внимания. Следует научить ребенка контролировать вдох и выдох, выдерживать паузу между ними. Диафрагма должна двигаться, а плечи находились в состоянии покоя, для этого рука ребенка должна лежать на этой области. Упражнения можно комбинировать с игрой, например, можно «надувать» в животе разноцветные шарики, или «вдыхать» волшебную энергию.

2. Глазодвигательная гимнастика расширяет поле зрения и восприятие окружающего мира. Упражнения для глаз и языка помогают формированию межполушарного взаимодействия и повышают энергетизацию организма.  Когда дети равнонаправленно двигают глазами, они легче воспринимают нужную информацию.

3. Движения телом и пальцами также обеспечивают развитие межполушарной интерактивности, снятие непроизвольного движения конечностей и мышечных спазмов Лобная доля мозга отвечает за моторную координацию движений, внутреннюю речь и самоконтроль. Эффективно использовать мудры – медленное скрещивание пальцев рук в различных комбинациях. Это позволяет активизировать вестибулярный аппарат и лобные доли мозга. С помощью двигательной гимнастики формируется речь, эмоциональный фон ребенка восстанавливается. Вследствие, дошкольники начинают лучше чувствовать и управлять своим тело, свои эмоции и тревоги смогут выражать адекватно.

4. Массаж тоже входит в кинезиологию, как средство коррекции. Полезны различные виды массажа, особенно пальцев рук и ушных раковин. На ухе находится 148 точек, каждая из которых соответствует определенной части тела человека. Например, мочка – это голова.

Кинезиология активно участвует в здоровьесбережении, что позволяет развивать физические и психофизиологические качества воспитанников ДОУ, сохраняет их здоровье и участвует в профилактике отклонений их развития. Развитие тела. повышение стрессоустойчивости организма, улучшение зрительно-моторной координации, формирование пространственной ориентировки – это основные процессы, в которых участвует кинезиология.