Смолина Татьяна Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №122 "Солнечный лучик", Чебоксары, Чувашская Республика
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Смолина Т.А. ФЭМП в подготовительной группе на тему "В стране Формляндия" (конспект ООД, познавательное развитие) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 93094
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 20.
Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (цвету, форме, величине и толщине).
Закрепить умение в последовательном назывании дней недели.
Развивающие задачи:
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги (справа, слева, вверху, внизу), способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.
Развить логическое мышление, сообразительность, внимание.
Формировать мыслительные операции, развитие речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, двигательная.
Предварительная работа:
развивающая игра «Блоки Дьенеша», дидактические игры «Дни недели, стройся!», «Наведем порядок», упражнение «Придумай и реши», графические диктанты.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, карточки с заданиями для составления задач, мяч, 3 разноцветных обруча.
Раздаточный материал: математический набор на каждого ребенка – цифры от 1 до 20, геометрические фигуры - блоки, карандаши, бумага.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня утром на столе я нашла конверт. Откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут письмо, которое адресовано детям нашей группы. А интересно, от кого оно? Прочитаем его, и нам все станет ясно.
Читают письмо:«Дорогие ребята, в нашей стране Формляндия случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей нашей страны – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Помогите пожалуйста, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Жители страны Формляндия».
- Ребята, поможем выполнить задания и расколдовать жителей Формляндии?
- Поможем!
- Тогда отправляемся в волшебную страну! Повторяйте все за мной:
Покружились, покружились
И в стране Формляндия мы очутились!
- Ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах, ведущих в волшебную страну. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет: «Посчитайте, сколько геометрических фигур изображено на замке». (3 ответа индивидуально, все хором)
- Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общего? (сравнение по величине, форме, цвету) Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?
- Круг – не имеет углов.
- Молодцы, замок открыт. Мы можем зайти в страну Формляндия.
- Итак, первое задание: Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место.
Воспитатель раздает карточки с цифрами от 1 до 20, дети выстраивают правильно числовой ряд по заданиям: от 1 до 20, от 20 до 1.
- А теперь второе задание: Помогите жителям страны Формляндия составить и решить задачи на сложение и вычитание.
- Сколько частей в задаче? Как называется каждая часть? С помощью каких арифметических действий можно решить задачи?
- Злой волшебник оставил нам карточки с заданиями, посмотрите внимательно и определите, с помощью которой можно составить задачу на сложение, а которая на вычитание?
Работа над задачей ведется в следующей последовательности: повторение задачи; определение структуры задачи; выбор арифметического действия с указанием числовых данных; запись решения задачи с помощью цифр и арифметических знаков; чтение записи решения задачи; ответ на вопрос задачи и его обоснование.
- Теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.
Проводится физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Пола руками коснитесь.
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
В круг скорее становитесь,
Дружно за руки беритесь!
И друг другу улыбнитесь
- Злой волшебник приготовил для вас следующее третье задание, ответив правильно на вопросы, вы его выполните.
Воспитатель по очереди задает вопросы и бросает мяч. Дети должны ответить на вопросы и вернуть мяч.
1. Круг уехал в гости к Шару в пятницу, а вернулся через два дня на третий. В какой день недели вернулся Круг? (В понедельник.)
2. Жители страны Формляндия начали готовиться к празднику в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (В пятницу.)
3. В воскресенье Куб спросил у папы Квадрата, когда у него будет день рождения. Папа сказал, что послезавтра. Когда у Куба будет день рождения?(Во вторник.) и т. д.
- А теперь проходим дальше, рассаживайтесь по своим местам.
- Для того, чтобы выполнить следующее задание необходимо подружить наши пальчики:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Будем дальше мы играть.
- В стране Формляндия было много птиц, за которыми ухаживали жители этой страны. Но злой волшебник всех разогнал, птицы улетели. Помогите жителям вернуть птиц и заселить в подготовленные домики.
Проводится игровое упражнение «Поможем птицам заселиться в домики».
- Возьмите чистые листы бумаги и расположите на участке домики для птиц, соблюдая следующие условия:
5-ое задание (с блоками Дьенеша).
- А теперь поможем заселить птичек в гнездышки (работа с тремя обручами).
Дети берут по одному блоку и кладут в то «гнездо», которое подходит, ориентируясь на карточки-символы.
- Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране Формляндия, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Жители волшебной страны вам очень благодарны за помощь:
Через ворота мы пойдем,
И домой мы попадем!
- Ребята, где мы с вами побывали?
- Какие задания выполняли?
- Что было трудным, а какое задание вы выполнили с легкостью?
- Я рада за вас. Надеюсь, что в следующий раз вам также будет интересно.