Роль приобщения к художественной литературе в развитии познавательного интереса и внутренней культуры дошкольников (из опыта работы)

Оводова Ольга Вячеславовна

Воспитатель, МБДОУ №22 Родничок, Новосибирская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Оводова О.В. Роль приобщения к художественной литературе в развитии познавательного интереса и внутренней культуры дошкольников (из опыта работы) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 97053


Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.

Горький Максим

 

Испокон века книга растит человека

Народная мудрость

 

Цель работы по приобщению дошкольников к художественной литературе:

  • Формирование и развитие средствами художественной литературы познавательного интереса, общечеловеческих ценностей и внутренней культуры дошкольников.

Задачи 

Образовательные: 

  • формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности; 
  • формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия) и их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке; 
  • выработать правильное отношение к книге и чтению;

Развивающие: 

  • развивать навык совместного слушания, умения организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; 
  • развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усваивать содержание произведений и эмоционально на него реагировать; 
  • развивать поэтический слух.

Воспитательные: 

  • воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг; 
  • воспитывать интерес к произведениям художественной литературы, литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения: улавливать музыкальность, звучность, ритм; красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; 
  • воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Я всегда была уверена в том, что художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: она способствует развитию любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Слово формирует нравственные представления, способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. Года 3 назад я даже не могла себе представить, что может быть по-другому, что чтение может быть проблемой. Вернее сказать, книги вообще может не быть в жизни человека. И вот как я это поняла. Однажды, мы с ребятами беседовали на тему «Мои любимые книжки, стихотворения, сказки». Большая половина группы принимала активное участие в обсуждении, а некоторые ребята молчали, пожимая плечиками. Начали вспоминать стихотворения А.Л. Барто, а там опять загадочная тишина. Надо сказать, что основной состав нашей группы воспитывается в нашем саду с ясельной группы, а часть присоединилась к нам в возрасте 4-х лет. Конечно, для себя я объяснила это адаптационным периодом, наличием тревожности, связанной с ним, характеризующимся неуверенностью в себе, своих силах и возможностях, плохой переносимостью новых, неизвестных ситуаций, нарушением внимания, скованностью, напряжением. Но все-таки среди родителей провела анкетирование «Домашнее чтение». И оказалось, что треть состава группы, вообще не читает дома. Тогда у меня возник единственный вопрос «Как исправить ситуацию?». НОВИЗНА в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе заключается в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных необычных приёмах и методах, таких как рассуждение о прочитанном; графическое и словесное рисование, различные задания: подбери картинку к тексту, сравни иллюстрации разных художников к данному литературному произведению, словесное рисование эпизода: рисуется место, где происходят события, изображаются действующие лица, добавляются необходимые детали, раскрашиваются контурные рисунки, инсценирование эпизодов, творческая литературная игра (дети с удовольствием сочиняют чистоговорки , небольшие стихотворения, загадки); активная работа с детской книгой; работа по организации и выставки книг. Тема, сюжет, герои, все мельчайшие детали художественного произведения выступают как объектом исследования, так и мотивацией к дальнейшей деятельности.

Как оказалось, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя»достаточно актуальна не только для нашего сада, группы, но и для современного общества в целом. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. 

И в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год был объявлен ГОДОМ ЛИТЕРАТУРЫ в России. 

А с утверждением и введением в действие ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольногообразования воспитание любви, и интереса к художественному слову, знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».

Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании его личности. Ценности, заложенные в дошкольном детстве, определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом. В становлении внутреннего мира ребенка, его всестороннем развитии огромную играет художественная литература: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».

Встреча с книгой, что с другом, 

Для всех это праздник, 

А для детской души – 

Это нить Ариадны, 

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий, 

В мир жизни реальной, 

В мир науки и знаний. 

В.В. Радин

 

Книга учит и книга воспитывает

Только тех, кто читает и впитывает.

А у тех, кто по строчкам несется,

Лишь одна пустота остается.

Эдуард Асадов