Оводова Ольга Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ №22 Родничок, Новосибирская область
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Оводова О.В. Роль приобщения к художественной литературе в развитии познавательного интереса и внутренней культуры дошкольников (из опыта работы) // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 97053
Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.
Горький Максим
Испокон века книга растит человека
Народная мудрость
Цель работы по приобщению дошкольников к художественной литературе:
Задачи
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Я всегда была уверена в том, что художественная книга для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания и развития: она способствует развитию любви к Родине, к родной природе, воспитывает любовь к родному языку, будит детское воображение, вызывает детскую игру. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Слово формирует нравственные представления, способствует сообщению детям знаний о моральных качествах человека. Года 3 назад я даже не могла себе представить, что может быть по-другому, что чтение может быть проблемой. Вернее сказать, книги вообще может не быть в жизни человека. И вот как я это поняла. Однажды, мы с ребятами беседовали на тему «Мои любимые книжки, стихотворения, сказки». Большая половина группы принимала активное участие в обсуждении, а некоторые ребята молчали, пожимая плечиками. Начали вспоминать стихотворения А.Л. Барто, а там опять загадочная тишина. Надо сказать, что основной состав нашей группы воспитывается в нашем саду с ясельной группы, а часть присоединилась к нам в возрасте 4-х лет. Конечно, для себя я объяснила это адаптационным периодом, наличием тревожности, связанной с ним, характеризующимся неуверенностью в себе, своих силах и возможностях, плохой переносимостью новых, неизвестных ситуаций, нарушением внимания, скованностью, напряжением. Но все-таки среди родителей провела анкетирование «Домашнее чтение». И оказалось, что треть состава группы, вообще не читает дома. Тогда у меня возник единственный вопрос «Как исправить ситуацию?». НОВИЗНА в работе по приобщению дошкольников к художественной литературе заключается в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных необычных приёмах и методах, таких как рассуждение о прочитанном; графическое и словесное рисование, различные задания: подбери картинку к тексту, сравни иллюстрации разных художников к данному литературному произведению, словесное рисование эпизода: рисуется место, где происходят события, изображаются действующие лица, добавляются необходимые детали, раскрашиваются контурные рисунки, инсценирование эпизодов, творческая литературная игра (дети с удовольствием сочиняют чистоговорки , небольшие стихотворения, загадки); активная работа с детской книгой; работа по организации и выставки книг. Тема, сюжет, герои, все мельчайшие детали художественного произведения выступают как объектом исследования, так и мотивацией к дальнейшей деятельности.
Как оказалось, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя»достаточно актуальна не только для нашего сада, группы, но и для современного общества в целом. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.
И в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению 2015 год был объявлен ГОДОМ ЛИТЕРАТУРЫ в России.
А с утверждением и введением в действие ФГОС ДО к структуре основной образовательной программы дошкольногообразования воспитание любви, и интереса к художественному слову, знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».
Надо помнить, что дошкольное детство – самый ценный период в жизни ребенка, он играет огромную роль в формировании его личности. Ценности, заложенные в дошкольном детстве, определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние общества в целом. В становлении внутреннего мира ребенка, его всестороннем развитии огромную играет художественная литература: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех это праздник,
А для детской души –
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий,
В мир жизни реальной,
В мир науки и знаний.
В.В. Радин
Книга учит и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается.
Эдуард Асадов