Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Дудорова Валентина Дмитриевна

Учитель-логопед, МБДОУ д/с № 17, Глазов, Удмуртская Республика

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Дудорова В.Д. Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи  // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 92500


 

Анализ литературы и собственные многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что у детей с общим недоразвитием речи имеются специфические особенности лексической стороны речи. Нарушения формирования лексики проявляется у них в недостаточным объёме словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей. Дети не могут выделять в структуре значения слова основной семантический признак, сопоставлять слова по существенному признаку. Особенно трудно детям подбирать синонимы и антонимы.

Стремление к эффективному решению задачи формирования синонимии и антонимии у детей с общим недоразвитием речи привело нас к необходимости разработки системы по формированию синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. При этом мы учитывали особенности формирования синонимии и антонимии, семантических полей у детей с ОНР, взаимосвязь между речевыми нарушениями и закономерностями психического развития. Р.Е. Левина подчёркивала, что для детей с общим недоразвитием речи наряду с речевыми нарушениями характерно недостаточное развитие внимания, памяти и словесно - логического мышления.

Результатом нашей работы стало:

  • составление методических рекомендаций по проведению обследования синонимии и антонимии у дошкольников;
  • составление словаря синонимов и антонимов по всем лексическим темам;
  • систематизация приемов формирования синонимии и антонимии у дошкольников;
  • составление картотеки игр и упражнений по развитию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР по лексическим темам;
  • составление алгоритма работы по формированию синонимии и антонимии у дошкольников с ОНР.

Дети зарисовывали синонимические и антонимические пары, был составлен альбом «Синонимы и антонимы глазами детей», который в дальнейшем стал методическим пособием.

Были составлены рекомендации по работе с синонимами и антонимами в каждом периоде обучения.

В первом периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) соотносятся с соответствующими карточками – символами. Дети знакомятся со смысловым содержанием понятий «синонимы» и «антонимы» (сентябрь)

На начальных этапах работы используются «упражнения – поручения» (Покажи на картинке грустного мальчика. Нарисуй высокое дерево и т.п.). Таким образом уточняется пассивный словарь детей.

Для развития внимания, памяти, мышления используем игры «Четвертый лишний» (смелый, храбрый, сильный, отважный), «Похожие –разные» (Дети слушают синонимические и антонимические пары и поднимают соответствующую карточку – символ: кислый – сладкий, спелый – зрелый, твердый – мягкий, работать – трудиться, высокий – низкий), «Подбери слово» (Кислый – сладкий, твердый - …мягкий).

Преобладающими приемами работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде являются подбор синонимов и антонимов к изолированному слову и составление словосочетаний со словами синонимической (антонимической) пары. Используются игры «Скажи иначе», «Наоборот», «Упрямый ослик» «Расколдуй героя», «Верни мяч», «Помоги Незнайке» и др.

Подбор синонимов и антонимов к многозначным словам помогает детям уточнить их значение, расширяет представления детей о слове (Антонимические пары: крепкий мороз – слабый, крепкий лед – хрупкий, крепкий чай – разбавленный).

Во втором периоде обучения все игры и упражнения проводятся на наглядно - словесной основе. Синонимы (слова, похожие по значению) и антонимы (слова, противоположные по значению) подбираются с опорой и без опоры на карточки – символы.

Преобладающим приемом работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде является использование синонимов и антонимов при составлении предложений.

В третьем периоде обучения игры и упражнения проводим на вербальной основе. Синонимы и антонимы в основном подбираем без опоры на карточки – символы.

Преобладающим приемом работы по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР в этом периоде является использование синонимов и антонимов при составлении рассказов, при пересказах.

На всех этапах работы используются дидактические игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Работу по формированию синонимии и антонимии у детей с ОНР проводим как на фронтальных, так и на индивидуальных логопедических занятиях. При автоматизации звуков в словах, словосочетаниях, предложениях используем синонимические и антонимические пары, например: злой – добрый, смелый – трусливый, длинный – короткий, узкий – широкий и т.д. (звук Р).

Логопед дает воспитателям и родителям задания на закрепление синонимических и антонимических пар.   

Многолетний опыт работы показал эффективность разработанной системы по формированию синонимии и антонимии. По результатам обследования уровня развития лексики у детей к концу года наблюдается значительное улучшение словаря детей (за счёт понимания других значений уже известных слов). Дети в большинстве случаев правильно подбирают слова, похожие по значению, противоположные по значению, различают их на слух. Улучшается словесно – логическое мышление у детей. При составлении рассказов, при пересказе дети быстрее находят наиболее уместные для данного высказывания слова, что играет большую роль при построении связного высказывания.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1997.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. СПб:, Союз, 2004.                    
  3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Союз, 2001.
  4. Струнина Е.М., Ушакова О.С. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. 1989. № 2.