Емельянова Елена Борисовна
Шаганова Любовь Леонидовна
Кондрашова Светлана Петровна
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край
Учитель начальных классов, МАОУ СОШ №8, г. Красновишерск Пермский край
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Емельянова Е.Б., Шаганова Л.Л., Кондрашова С.П. Проектная задача "Приезжайте к нам на Вишеру!" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 90434
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения к статье
ПАСПОРТ
проектной задачи
Название проектной задачи |
Приезжайте к нам на Вишеру! |
Предмет |
окружающий мир, математика, русский язык, литература |
Класс |
4 класс |
Тип задачи |
межпредметная одновозрастная |
Цели и педагогические задачи |
1. Проверка умений учащихся пользоваться предложенной информацией, представленной в различных видах и на ее основе составить текст рекламы. 2. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 3. Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах. 4. Развитие языковой и коммуникативной компетенций. |
Знания, умения и способы действий на которые опирается задача. |
1.Умение вычленять требуемую информацию, представленную в различных видах (таблица, диаграмма, словесное описание). 2. Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе их анализа. 3. Работа с картосхемой. 4. Проведение несложных расчетов. 5. Проверка знаний орфограмм. 6.Создание собственных текстов в соответствии с заданным жанром. |
Планируемый педагогический результат |
Демонстрация учащимися: - усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартной ситуации; - умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» - реклама-приглашение. |
Способ и формат оценивания результатов работы |
В процессе решения задачи оценивается: - умение правильно выполнять отдельные задания и выстроить с их помощью решение задачи в целом; - умение взаимодействовать в группе при решении общей задачи; - публичная презентация результатов (выступление); - оценка результатов работы каждого ученика фиксируется в Оценочном листе. |
Ход урока
1 этап: постановка практической (проектной) задачи и определение порядка работы над задачей
Через месяц мы заканчиваем учебный год. Наступит лето. Пора каникул у школьников и отпусков у ваших родителей. Многие летом отправляются в путешествия. В путешествиях можно увидеть своими глазами новые места, познакомиться с новыми людьми.
Мы живем на Урале. Многие уральцы любят отдыхать на теплом море. Но жители других российских городов и даже иностранцы часто едут отдыхать к нам на Урал.
- Как вы думаете, что привлекает их в нашей местности?
Много достопримечательностей в нашей местности. А о чем конкретно пойдет речь, вы узнаете, отгадав кроссворд. (Приложение 1)
Река Вишера одна из самых крупных и чистых рек Урала. Она берет свое начало на границе Европы и Азии. На Вишере много интересных мест – горные хребты, скалы, пещеры – и все они окутаны легендами и сказаниями древних народов.
Действительно, это удивительная по красоте река.
Наш урок мы посвятим нашей главной достопримечательности – реке Вишере.
Вы решите несколько задач и узнаете некоторые интересные сведения о нашей реке. Но самое главное задание, которое вам предстоит выполнить в конце урока – это составить небольшой рекламный текст, приглашающий отдыхающих посетить именно реку Вишеру, а не другие интересные места страны и планеты.
Работу вы будете выполнять в группах. Постарайтесь так распределить работу, чтобы к концу урока успеть выполнить все задания, и чтобы участвовали все ребята из вашей группы. Затем вы должны выбрать одного участника, который и представит ваш рекламный текст, приглашающий посетить реку Вишеру.
2 этап: решение проектной задачи
Обучающиеся в группах решают задачи, предложенные им. По окончании решения каждой задачи подводится промежуточный итог – коллективно проверяется выполнение задания. Фиксируются трудности, выясняются причины неудачи.
Задание 1. Работа с текстом
Внимательно прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы и ответьте на вопрос (Приложение 2)
Задание 2 «Вишера в числах»
Используя данные таблицы со значениями длин левых притоков Вишеры выполните задания.
Мойва |
Ниолс |
Улс |
Язьва |
Вёлс |
51 км |
26 км |
89 км |
162 км |
92 км |
1. Отметьте верные утверждения:
а) Река Вёлс короче Мойвы
б) Язьва длиннее Улса на 43 км
в) Ниолс короче Улса в 2 раза
г) Язьва – самый длинный приток Вишеры
2. Из чисел таблицы составь выражение, значение которого равно:
а) 7 десяткам
_____________________________________________________
б) однозначному числу
_____________________________________________________
3. Узнайте длину реки Вишеры.
Сумма длин всех притоков на 5 км больше длины Вишеры.
_____________________________________________________
4. Пользуясь диаграммой, рассмотрите и сравните длины нескольких крупнейших рек Пермского края. Сделайте вывод о длине реки Вишеры.
Вывод: Река Вишера по длине занимает ______место среди рек Пермского края.
Задание 3 «Каменные богатыри Вишеры»
Внимательно прочитайте текст (Приложение 3) и нанесите названия камней на карту (Приложение 4).
Задание 4 «Обитатели реки Вишеры»
Любители рыбалки на Вишере останутся довольны. Рыбы здесь достаточно много.
Используя Приложение 5, познакомьтесь с обитателями реки Вишеры и выполните задания.
1. Выпишите названия рыб, в названии которых букв больше, чем звуков
_____________________________________________________
2. Выпишите название рыбы, в названии которой звуков больше, чем букв.
_____________________________________________________
3. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки звонкие.
_____________________________________________________
4. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки глухие.
_____________________________________________________
5. Выпишите название рыбы, в названии которой все согласные звуки мягкие.
_____________________________________________________
6. Выпишите название рыбы, в названии которой 3 звонких твёрдых согласных звука и 1 звонкий мягкий согласный звук.
_____________________________________________________
7. Выпишите название рыбы, в названии которой 3 гласных звука.
_____________________________________________________
Задание 5 «Реклама»
Пользуясь данными о реке Вишере, полученными вами из всех выполненных заданий, составьте небольшой рекламный текст, приглашающий туристов из разных городов России посетить реку Вишеру
3 этап: презентация работы
Итак, наша работа подошла к концу. Пришло время представить ваши приглашения всем присутствующим.
(Один участник команды зачитывает составленный текст)
- Есть ли у кого-то вопросы к выступающему?
4 этап: самоконтроль, взаимоконтроль учащихся по итогам решения проектной задачи
Поработайте еще одну минутку и оцените работу каждого участника вашей группы, в зависимости от того, как он помогал в работе вашей группы. Оценки запишите на листочке.
Оценочный лист № 1.
Ф. И. участника
_____________________________________________________
Поставь отметки в оценочных шкалах
Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 2 3 4 5
Оцени, насколько сложными для тебя оказались задания.
1 2 3 4 5
Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
1 2 3 4 5
Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 2 3 4 5
Хотел бы ты поработать еще раз в той же группе?
ДА НЕТ
Почему?
_____________________________________________________
Оценочный лист № 2.
Группа №____
Работая над проектной задачей «Приезжайте к нам на Вишеру!»
Нам было интересно
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Нам было трудно
_____________________________________________________
_____________________________________________________
В работе нам помогло
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Выполнив все задания, мы
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Работу группы мы оценили на 1 2 3 4 5
Почему?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
5 этап: подведение итогов
Пора заканчивать наш урок. Ребята, вам было интересно?
- Что понравилось больше всего?
- А что не понравилось?
- Я думаю, что составляя приглашение для других посетить реку Вишеру, вы и сами захотели побывать там. Дома можете постараться убедить своих родителей с помощью ваших рекламных текстов посетить красавицу Вишеру и увидеть эту красоту воочию.
- Спасибо всем за работу!