Гнеушева Татьяна Викторовна
Воспитатель, МБДОУ №29 "Искорка", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Гнеушева Т.В. Знакомство Почемучки с зимой: интегрированное занятие для старшей логопедической группы // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 90195
«Познавательное развитие» Закрепить представление детей о характерных признаках зимы и зимних явлениях;
«Речевое развитие»: упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связные высказывания, рассуждать;
«Физическая культура»: развитие зрительно-моторной координации - умение сочетать речь с движением через развитие слухового, зрительного внимания и восприятия. Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
«Художественно-эстетическое развитие» продолжать закреплять вырезывать и наклеивать, лепить, рисовать снежинку, воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
«Социально-личностное»: воспитывать любовь к природе родного края. Развитие самостоятельности.
Формирование элементарных математических представлений.
Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Закрепить мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве. Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь.
Предварительная работа: прогулки, наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме. Разгадывание загадок о зимних явлениях. Зимние игры.
Материал: мультимедиум, почтовое письмо, аудиозапись, волшебный снежок, метель, вьюга, оборудование для аппликации, лепки, рисования, карточки от 1 до 5 на каждого ребенка для игры.
Методические приёмы:
- словесные: беседа, вопросы, объяснения, словесная игра
- наглядные: картина, письмо, использование ИКТ
- практические: вырезывание и наклеивание, лепка, рисование.
Ход занятия.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Воспитатель:
- Дети давайте построим «Гору дружбы», соединив наши руки
(воспитатель протягивает свою руку, на неё кладёт руку ребёнок, затем второй и т.д.).
- Видите, какая крепкая наша дружба, с друзьями нам любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится!
(раздаётся стук в дверь, и приносят письмо)
Воспитатель:
- Ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо (показывает конверт), а письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка. Давайте прочитаем? (чтение письма)
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далёкой и жаркой Африке. Я узнал, что у вас сейчас зима, но я ничего не знаю о ней, ведь там, где я живу всегда тепло и жарко. Пожалуйста, расскажите мне о ней!
Ваш друг Почемучка»
Задание 1.
Воспитатель:
- Готовы рассказать о зиме Почемучке всё, что вы знаете? (дети отвечают: «Да»).
- А сейчас послушайте внимательно запись
(звучит скрип снега, вьюги, метели).
- Звуки, каких природных явлений вы услышали?
- В какое время года можно услышать эти звуки? (зимой).
Задание 2.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам сыграть в игру «Зимние слова» - сейчас сядет тот, кто назовёт слова, которые относятся к зиме (снег, лёд, холод, мороз, снежинка, вьюга, метель, ёлка).
- Разбор слов на слоги - снег, лёд, холод, мороз, снежинка, вьюга, метель, ёлка.
Задание 3.
Воспитатель:
- Ребята, так что такое зима? (зима - это время года).
- Сколько у зимы месяцев? (три).
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- С какого месяца начинается зима? (декабрь).
- А заканчивается? (февраль).
- А какой в середине? (январь).
- Назовите приметы зимы?
(всё в снегу, лед сковал реки и озёра, солнце светит, но не греет, некоторые животные поменяли шубы, легли в спячку, ночь длиннее дня, дети катаются на лыжах, санках, коньках, с нами зимующие птицы)
Воспитатель:
- Давайте поиграем в игру «Волшебный снежок» - передавая его друг другу, будем говорить какая бывает зима? (холодная, суровая, студеная, тёплая, ледяная, хрустальная, белая, долгая)
- Кто знает пословицы и поговорки о зиме?
Мороз не велик, да стоять не велит.
Два друга - мороз да вьюга
Январь году начало, зиме середина.
Береги нос в большой мороз.
Зима не лето, в шубу одета.
Зимой солнце светит, но не греет.
Зима без мороза не бывает.
Декабрь год кончает - зиму начинает.
Зимой всякий рад тулупу до пят.
В чужие края зиму не пошлёшь.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
В зимний холод всякий молод.
Мороз разбирает, да расшевеливает.
Заковал мороз реки, да не на веки.
Месяц январь зимы государь.
Зимушка красавица от души старается.
Воспитатель:
- Каких зимующих птиц вы знаете? (клёст, синица, снегирь, свиристель, сорока, ворона, воробей).
- Как мы можем помочь пережить суровую зиму?
- Надо о них заботиться.
- Сделать кормушки, подкармливать, так как очень холодно и трудно добыть себе корм.
Игра «Четвертый лишний»
Задание 4.
Воспитатель:
- Сейчас мы будем исправлять ошибки в рассказе.
Первый зимний месяц называется сентябрь.
Над головой летают ласточки.
Медведи гуляют зимой по лесу.
А зимой очень тепло, так и хочется босиком по сугробам побегать.
Зимой дети купаются в речке.
Лыжники съезжают с горки на санках.
Чтобы не простудится, нужно каждое утро съедать по сосульке.
Физкультминутка «Снежок»
Снег сегодня шёл с утра, (руки вверх- вниз)
Рады снегу детвора. (хлопают в ладоши)
Снег на ветках, на дорожках, (руки вверх - вниз, присесть)
На носу и на ладошках. (показывают на нос и на ладошки)
Задание 5.
Чтение стихотворения «Снежинка». (Дети читают стихотворение)
Воспитатель: - На, что похожа эта фигура? (на снежинку).
Ребята, а как вы думаете, если соединить концы между собой, какая фигура получится? (шестиугольник). Давайте, проверим.
Дети соединяют от 1 до 6.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз.
«Геометрические фигуры»
Вот фигуры - непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. Дети шагают на месте.
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. Дети кружатся на месте.
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай, Дети прыгают с поднятыми вверх руками.
До овала доставай!
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем!
Вопросы воспитателя:
-Назовите фигуры, у которых нет углов?
-Как называются фигуры, у которых по 4 угла, 3 угла, 5 углов?
Игра «Молчанка».
Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают с помощью карточек с цифрами.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
Задание 6.
Назови соседей числа 3, 5 7.?
Каких чисел не хватает в числовом ряду?
Задание 7. Решение логических задач:
1.Вот стоит стеклянный дом.
Кто прописан в доме том?
-Я огурец - молодец!
-Я помидор-удалец!
-Я редиска, хруп-хруп!
-Я, зеленый лук-лук!
-Я, кабачок-толстячок!
-Я, салат!
-Я, морковь!
Сколько овощей живет в теплице! (7 овощей).
2. Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2 груши)
3. Пять ребят в футбол играли
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет? (4 ребенка)
4. Как на елке, на макушке
Разноцветные игрушки:
Шишка, шарик и сосулька,
И, конечно же, хлопушка.
Серпантин и мишура
И морозов даже два.
Здесь Снегурка, снеговик,
Сосчитай скорее их.
Сколько всего игрушек на елке? (10 игрушек).
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках одинаковое, что разное?
2. Почему зимой воду можно взять руками, и она не выльется? (зимой холодно, вода превращается в лед и снег)
Задание 8. На ориентировку в пространстве:
В правом верхнем углу синий круг,
В левом нижнем желтый треугольник,
В правом нижнем красный квадрат,
В левом верхнем зеленый прямоугольник.
Проверти себя.
- Ребята, я знаю, как показать Почемучке, что такое зима и снег. Сейчас мы наберем, полную посылку снега и отправим ему. А почему нельзя?
- Почему, что по дороге в Африку снег растает. Тогда из чего сделан снег? Из снежинок. Я вам предлагаю, сделать снежинки своими руками.
Итог занятия:
Воспитатель подводит итог и предлагает детям отправить посылку со снежинками Почемучки, которые дети сделают своими руками. Вид деятельности дети выбирают сами (лепка, аппликация или рисование).