Туристский поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка

Пуказова Наталья Александровна

Воспитатель, МДОУ детский сад №1 "Росинка", Республика Марий Эл, г. Козьмодемьянск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Пуказова Н.А. Туристский поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребенка // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 23.09.2018).

Заказ № 89372


Всем известно, что даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообщество (дети – родители – педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Одной из форм работы с детьми и родителями по воспитанию здорового образа жизни является организация прогулок – походов. В дошкольный туризм входит: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, занятия в кружках. Туристские прогулки не только сплачивают семью, но и оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект. В природных условиях представляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольника. Такие прогулки способствуют повышению выносливости организма ребенка, устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям, учат детей преодолевать различные препятствия. Дошкольники становятся более подвижными, ловкими, смелыми. Прогулки – походы укрепляют у детей мышечную систему, повышают жизненный тонус, развивают наблюдательность, расширяют представления об окружающем, способствуют воспитанию любви к родному краю, воспитывают трудолюбие, любовь и бережное отношение к природе.

Главное отличие прогулок – походов от обычных прогулок заключается в целенаправленном развитии физических качеств, насыщенной двигательной активности.

Дошкольный туризм помогает педагогам решать следующие задачи по всестороннему развитию и воспитанию детей:

 - поддержание и укрепление здоровья дошкольников;

 - расширение адаптационных и функциональных возможностей детей путем развития основных органов организма в ходе выполнения физических упражнений;

 - совершенствование естественных видов движения и обогащения двигательного опыта;

 - развитие координации и выносливости как основы физической подготовки ребенка - будущего туриста;

 - формирование межличностных дружеских отношений дошкольников в процессе игровой туристской деятельности, адаптированной к их возможностям;

 - осознанное доброжелательное отношение к окружающему миру;

 - уважительное отношение к окружающему миру;

 - уважительное отношение к истории родного края;

 - развитие психических процессов и расширение объема знаний в области физической культуры и туризма, краеведения, экологии.

Прогулка-поход рассматривается как:

Одна из форм физкультурных занятий;

Активный отдых;

Комплексное занятие, в которое включаются программные задачи по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, конструированию, математике.

 

В проведении прогулок – походов участвуют не менее 2 – 3 взрослых. Мероприятия проводятся в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку и физкультурное занятие на воздухе.

Примерные темы мероприятий:

1. «Отважные путешественники» (на берег р.Волга);

2. «В лесу родилась елочка» (В лесопарковую зону);

3. «Вместе весело шагать» (на луг);

4. «Рыбка, рыбка, где ты спишь» (к р.Волга);

5. «Вокруг туристского костра» (в лес);

6. «Наша дружная семья» (туристский слет);

7. «Мы юные исследователи» (к достопримечательностям города).

Примерная структура прогулки-похода.

 - Сбор и движение до первого привала (15-35 минут).

 - Остановка, привал (10-20 минут). Природоведческая деятельность.

 - Комплекс игр и упражнений (25-30 минут).

 - Самостоятельная деятельность детей (15-20 минут)

 - Сбор детей и возвращение в детский сад (15-35 минут).

Инструкции по охране жизни и здоровья детей.

При проведении прогулок-походов следует соблюдать определённые правила безопасности:

Маршрут должен быть тщательно изучен.

В проведении прогулки-похода должны участвовать не менее двух взрослых (а также родители).

Во избежание перегрева и переохлаждения одежда должна соответствовать сезону года и состоянию погоды.

Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и уметь ею пользоваться.

При переходе улиц, дорог воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила дорожного движения.

В поход желательно брать обычную кипячёную питьевую воду, одноразовые стаканчики, средства против укусов комаров, мошек.

Правила безопасности:

 - предстоящий маршрут тщательно изучается и утверждается у заведующей ДОУ;

 - четко планируется содержание мероприятия и подбирается соответствующее оборудование (с учетом времени года и погодных условий);

 - обязательное наличие аптечки;

 - одежда и обувь участников должна соответствовать сезону и погодным условиям.

Данная форма работы позволяет формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающей среде, а также знакомить с историческими и культурными памятниками родного города, а самое главное, способствует сохранению и укреплению здоровья дошкольников.