Николаева Татьяна Владимировна
Воспитатель, МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик", ХМАО-Югра, город Нефтеюганск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Николаева Т.В. Проектно-тематическое планирование образовательной деятельности по примерной ООП дошкольного образования "ОткрытиЯ"// Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 89572
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложения А, Б, В к статье
Основные понятия:
«Модель трех вопросов» – способ разработки тематических проектов: «я знаю», «хочу узнать», «как узнать».
Системная паутинка – графическая модель, которая отражает содержание тематического проекта: «что должен познавать ребенок».
Конечные продукты (проекты) – результаты детской деятельности по завершению тематического проекта.
Проектно-тематическое и календарное планирование хранится в папке у воспитателей в течение 3 лет.
Цели и задачи проектно-тематического и календарного планирования
Цель планирования – обеспечение полноты реализации основной образовательной программы с учетом направленности групп, качественного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
В связи с этим содержание проектно-тематического и календарного планирования должно соответствовать:
А также, быть направлено на решение следующих задач:
Принципы проектно-тематического и календарного планирования
Обеспечение единства воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Учет конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, условий развития детей.
Интеграция образовательных областей.
Структура проектно-тематического планирования выглядит следующим образом:
В перечне изучаемых тем следует указать не менее 12 в год, учитывая региональный компонент, решение задач по нравственно-духовном воспитании, формирование представлений о здоровом образе жизни и основы безопасности.
В разработке тематических проектов указывается:
Изучаемая тема
Сроки реализации тематических проектов:
Цели развивающая и воспитательная.
Для формулировки развивающей цели используется модель образовательных результатов (развитие начальных ключевых компетентностей по программе «Открытия»).
Формулировка цели должна включать ключевое слово, определяющее действие (формировать, побуждать, совершенствовать, развивать и т. д.).
Воспитательную цель прописываем в следующих формулировках: воспитывать активность, самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к чему или к кому, уважение… и т.д.
«Модель трех вопросов»:
Фиксируются высказывания детей, что знают, что хотят узнать и как узнать в рамках изучаемой темы.
Под высказыванием указывается имя ребенка.
В системной паутинке прописываются основные знания, которые дети хотят открыть для себя и те, которые могут предложить воспитатели в рамках изучаемой теме.
Планирование тематических проектов:
Планируются 1-2 проекта в младшей и средней группе, от 2 до 4 в старшей и подготовительной группе. Проекты должны быть разного вида: исследовательский, практико-ориентированный, информационно-ориентированный, творческий.
Конечные продукты определяют вид проекта.
Содержание тематических проектов планируется в таблице (Приложение Б)
Календарное планирование осуществляется ежедневно. Формы образовательной деятельности планируются в разных формах организации деятельности с детьми: самостоятельной, совместной и индивидуальной (приложение В).
В утреннем отрезке планируется:
Планирование прогулки.
Прогулка состоит из нескольких частей.
Прогулка может включать в себя трудовую деятельность. Виды и формы трудовой деятельности детей на прогулке:
Обязательным компонентом прогулки являются подвижные игры. Их выбор зависит от времени года, погоды, изучаемой темы, времени проведения прогулки (вечером или утром). Планируя подвижные игры, следует указывать их название.
На воздухе может осуществляться индивидуальная работа с некоторыми детьми. Она направлена на совершенствование физических и нравственных качеств каждого ребенка и развитие у него психических процессов. В плане нужно указывать вид деятельности и конкретного воспитанника, с которым индивидуально работает воспитатель.
На улице можно наблюдать живые и неживые объекты: птиц, насекомых, животных, солнце, снег, воду, песок, глину и т.д.
Наблюдать за явлениями окружающей действительности: трудом взрослых, транспортом, игрой других детей. В плане определяется тема и цель этого вида деятельности, а также указывается, с кем эти мероприятия проводятся.
На прогулке необходимо планировать самостоятельную деятельность детей. Для её организации должны быть подготовлены соответствующие предметы: атрибуты к играм, орудия труда, спортивный инвентарь, материал для изобразительной деятельности.