Эссе "Доживём до понедельника..."

Самигуллина Оксана Фарадиловна

Учитель английского языка, МБОУ СОШ № 7, Нефтеюганск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Самигуллина О.Ф. Эссе "Доживём до понедельника..." // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 20.09.2018).

Заказ № 86084


 

Помните замечательный фильм "Доживем до понедельника"? Не можете не помнить. Ведь он об Учителе. Правда, меня, впервые увидевшей эту картину в классе пятом-шестом, пленил не главный герой - историк Мельников, а молоденькая учительница английского языка Наталья Сергеевна. Красивая, умная, активная... А как она говорила! Эта отрывистость, чеканность чужой речи в одних сценах и мелодичность, бархатистость в произношении незнакомых слов в других - завораживали. В силу нежного возраста я не особо вдавалась в сюжетные коллизии, но уже тогда своим детским чутьем понимала: вот та, на кого хотела бы я походить. Подкупали ее любовь к детям, стремление к справедливой оценке, умение быть требовательной и в то же время гибкой, желание во всем дойти до самой сути. Именно с этого фильма и этого образа началась моя любовь к учительской профессии.

Чувство только окрепло, когда в нашу сельскую школу пришла новая учительница английского языка. И тоже молодая, красивая, умная, активная... Светлана Михайловна стала для меня земным воплощением экранного образа идеального учителя. Она дала прочные знания и твердые нравственные ориентиры, довершила дело формирования моей мечты. В седьмом классе я уже твердо знала - буду учителем английского языка. И все последующие мои шаги совершались в одном направлении, с одной целью: педагогический колледж, затем институт... И воя я уже учитель.

Незаметно пролетели 10 лет. Но, как и прежде, я люблю свою профессию, детей, коллег, школу. И по-прежнему в своей работе руководствуюсь теми принципами, которых стала придерживаться в первый год педагогической деятельности.

Каковы же они? Как ни странно, но на первое место я ставлю не стремление быть ближе к администрации, не к количеству печатных работ, не к признанию со стороны молодых коллег… Это все, конечно, очень значимо, но, на мой взгляд, куда важнее для педагога быть проводником идей гуманизма, милосердия, доброты. Оттого и принцип человечности, как я его называю, считаю главным в своей работе. Увидеть недостатки другого - дело нехитрое, а вот разглядеть в ребенке, откровенно циничном или, напротив, замкнутом, ранимую душу, душу, жаждущую тепла и внимания - вот задача из задач! Достучаться до нее, расположить к себе, приручить и никогда не предавать невниманием, недобрым словом, сказанным в сердцах, неуместной шуткой... В наш бездушно-равнодушный век только так, очеловечивая отношения, могут выстоять школа и общество в целом.

Какими бы ни были жизненные обстоятельства, с какой бы ноги я не встала утром, я никогда не позволю себе оскорбить ребенка, выместить на нем зло. Все ученики для меня Сашеньки, Зарияточки, Нурики, Залиночки. Их слово, помощь, уважение ценны для меня, и они чувствуют это.

Когда есть взаимопонимание с детьми и родителями, легче дается все остальное. Движущей силой на пути к профессиональному мастерству становится жажда саморазвития, овладения новыми педагогическими технологиями, потребность создания условий для роста познавательной активности учащихся, индивидуализации обучения, без которых учебный процесс превращается в нудное "урокодательство".

Я работаю в многонациональной школе, где обучить детей русскому языку порой - наисложнейшая задача. А тут я еще со своим английским. Потому каждый раз, готовясь к занятию, я обращаюсь к своим знаниям, опыту коллег. Чтобы сделать урок познавательным, информативным, насытить его загадками и открытиями, применяю различные формы и методы обучения - одним словом, делаю все для того, чтобы пробудить у учащихся любовь к иностранному языку.

Неверно полагать, что задача учителя английского языка только научить своих учеников премудростям грамматики, фонетики, лексическому строю языка. Английский язык не просто предмет в школьной программе - это, прежде всего, инструмент общения. Мне хочется, чтобы дети это осознавали. По моему глубокому убеждению, постоянным и верным спутником любого педагога должна быть креативность. Это слово я понимаю, как способность творить, искать нестандартные решения к стандартным проблемам. По собственному опыту скажу: креативность по-настоящему помогает в деле формирования стойкого интереса к обучению. Я стараюсь делать так, чтобы мои уроки не были похожи один на другой. На занятиях с малышами мы танцуем и поем английские песенки, с детьми постарше инсценируем различные жизненные ситуации. Со старшеклассниками на «ура» проходят ролевые игры, заочные экскурсии в англоговорящие страны.  Подготовиться к такому уроку - не просто мелом на доске написать тему сочинения "Что такое счастье?", заранее зная, что верной будет лишь одна формулировка этого многозначного понятия, как сделала другая героиня упомянутого фильма. Такое в современном образовании не пройдет: ребенок останется глух и нем к моему любимому английскому. И не сложится на уроке ситуация успеха, настолько важная и для меня, и для детей.

Иногда меня спрашивают: «О каком воспитании патриотизма, гражданственности может идти речь на ваших уроках, когда диалог ведется на иностранном языке, изучаются темы, связанные большей частью с Великобританией и США, их культурами?» В том то и дело, что знакомя учеников с английской и американской культурами, традициями, достопримечательностями, я воспитываю в детях уважение к людям других наций, их истории. И таким образом незаметно, исподволь перекидываю мостик к культуре, прошлому и настоящему России. На моих уроках найдется место и творчеству великих русских поэтов: А.С. Пушкину, Н.С.Гумилёву. И выдающимся представителям нашей страны: М.В. Ломоносову, Ю.А. Гагарину, С.П. Королеву, А.Д. Сахарову. Погружаясь в тексты, посвященные их достижениям, вместе с детьми мы проникаемся уважением к достойным людям, отдавшим свои силы, знания, талант Отчизне. 

Таковы мои педагогические убеждения. Они просты и не новы, но, как сказал классик, все простое - правда. Истина в том, что мастерство учителя не везение, не находка, а кропотливый незаметный труд, часто черновой, наполненный раздумьями и открытиями, удачами и неудачами.

С высоты прожитых (чуть за 30) лет мне хочется надеяться, что для своих учеников я стала тем, кем были и остаются для меня две молодые, умные, активные учительницы Наталья Сергеевна и Светлана Михайловна. И значит, доживем ДО ПОНЕДЕЛЬНИКА!