Кучмасова Ольга Ивановна
Учитель начальных классов, МКОУ "Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского" Майского района, КБР, Кабардино-Балкарская республика, с. Новоивановское
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Кучмасова О.И. Программа дистанционного курса "Умники и умницы" // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 88156
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Рабочая программа по дистанционному курсу «Умники и умницы» для учащихся начальных классов предусматривает обучение в объёме:
1 час в две недели; в учебном году –17 часов.
Форма обучения: очно-заочная (с применением ДОТ)
На каждом занятии осуществляется текущий контроль. Итоговым контролем является участие в олимпиадах, играх, конкурсах, марафонах различных уровней.
Общая характеристика курса
Работа с одарёнными детьми – одно из направлений модернизации образования. В процессе обучения в начальной школе важно уделять внимание детям с интеллектуальной одаренностью, с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. На начальном этапе обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления выявляются те ребята, которые имеют более высокие по сравнению с остальными интеллектуальные способности, восприимчивость к учению; творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Очно–заочный курс «Умники и умницы» с применением дистанционных образовательных технологий разработан с целью реализации индивидуального подхода к развитию личности интеллектуально одарённых учеников. Выбор объёма учебной нагрузки и форм работы по данному курсу обусловлен плотным расписанием урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
Основная цель – развитие личности ребёнка через формирование умения рассуждать, классифицировать объекты, строить умозаключения в условиях дистанционного обучения.
Задачи:
Ценностные ориентиры содержания факультативного курса
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Требования к результатам освоения курса:
Личностные: обучающийся должен
Метапредметные результаты: обучающийся должен уметь
Предметные результаты: обучающийся должен уметь
Основную часть курса составляют дистанционные занятия посредством электронной почты и других электронных ресурсов.
Программа предусматривает очные занятия в начале и по завершении очно-дистанционного курса.
Форма организации занятий: самостоятельное выполнение заданий в дистанционном режиме, чередующееся с дистанционным общением с учителем.
Время проведения занятий:
Содержание курса
Раздел 1. Введение. Анкетирование учащихся и их родителей, проведение инструктажа по технике безопасности при работе с компьютером, формирование навыков работы с электронной почтой.
Раздел 2. Математика. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике и информатике дистанционных конкурсов-игр «Кенгуру», «СЛОН», и др. Анализ олимпиад по математике текущего года.
Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Выполнение заданий для игр-конкурсов «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Муравейник», «ЧИП», «Познание и творчество», интеллектуального конкурса «Перспектива» и др. Поиск информации в энциклопедии. Анализ олимпиад по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру текущего года.
Раздел 4. Итог. Подведение итогов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Учебно-методические материалы |
Раздел 1. Введение (3 часа). |
|||
1 |
Анкетирование учащихся и их родителей. |
1 |
|
2 |
Инструктаж по технике безопасности при работе с компьютером. |
1 |
|
3 |
Электронная почта. |
1 |
|
Раздел 2. Математика. (6 часов). |
|||
4-5 |
Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. |
22 |
Математические игры для детей http://www.bajena.com/ru/kids/mathematics/ Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru Математические этюды http://www.etudes.ru Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики http://www.math.ru Газета "Математика" издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru Занимательная математика _ школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)http://www.math_on_line.com Материалы для математических кружков, факультативов, спецкурсов http://www.mathematik.boom.ru |
6-7 |
Решение задач Международной игры-конкурса «Кенгуру». |
22 |
Международный математический конкурс "Кенгуру" http://www.kenguru.sp.ru |
8 |
Решение задач Международной игры по математике «Слон». |
11 |
Источник: https://nic-snail.ru/o-tsentre/kontaktnaya-informatsiya |
Раздел 3. Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир (5 часов). |
|||
10 |
Выполнение заданий по русскому языку Всероссийской игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех». |
11 |
http://www.rm.kirov.ru/ |
11 |
Выполнение заданий по русскому языку Всероссийского дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива». |
11 |
http://wkonkurs.ru/ |
12 |
Выполнение заданий Всероссийской дистанционной мультиолимпиады-марафона «Муравейник». |
11 |
mur@irc43.ru муравейник |
13 |
Выполнение заданий по Всероссийскому игровому конкурсу по естествознанию «ЧИП». |
11 |
http://www.konkurs-chip.ru/ |
14 |
Выполнение заданий Эрудит-марафона учащихся «ЭМУ». |
11 |
http://www.cerm.ru/ |
15 |
Выполнение заданий Всероссийских заочных конкурсов-олимпиад "Познание и творчество". |
11 |
http://www.future4you.ru/ |
Раздел 4. Итог (2 часа). |
|||
16 |
Анкетирование учащихся. |
11 |
|
17 |
Итоговое занятие. |
11 |
Создание презентации. |
Всего |
17 |
|
Условия реализации программы
- компьютер, подключённый к сети Интернет;
- проекционное оборудование;
- установленный на компьютере интернет-браузер (любой).
Список Интернет-ресурсов
Официальный сайт Всероссийского игрового конкурса по естествознанию «ЧИП (Человек и природа)» |
http://www.konkurs-chip.ru/ |
Официальный сайт конкурса «КИТ – Компьютеры Информатика Технологии» |
http://konkurskit.org/ |
Официальный сайт конкурса «Русский медвежонок - языкознание для всех» |
http://www.rm.kirov.ru/ |
Официальный сайт Центра развития молодёжи |
http://www.cerm.ru/ |
«Первый учитель.ru» |
http://nachalka.ucoz.ru/ |
"Перспектива" Центр интеллектуального гуманитарного развития |
http://wkonkurs.ru/ |
Портал Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» |
http://future4you.ru/ |
Российская страница международного математического конкурса «Кенгуру» |
http://mathkang.ru/ |
Центр дополнительного образования Снейл |
http://nic-snail.ru/ |
Центр инновационных ресурсов |
http://irc43.ru/zadaniya-olimpiady-muravejnik.html |
Myshared.ru (сайт презентаций) |
http://www.myshared.ru/ |