Особенности развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации

Сазонова Марина Петровна

Воспитатель, МБДОУ д/с № 17 «Салют» г. Белгорода,  г. Белгород

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сазонова М.П. Особенности развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 85714


 

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации. В статье представлен анализ корпоративной культуры как показателя эфективного управления дошкольной образовательной организацией и как психолого-педагогической проблемы. Управление дошкольной образовательной организацией представлено как базовое условие успешного развития корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: корпоративная культура, управление дошкольной образовательной организацией, ценности педагогов.

Гуманистические тенденции последних десятилетий изменили модель образования, интегрируя в него ценности культуры, диалоговый характер отношений участников педагогического процесса, обеспечивая целостное развитие личности каждого ребенка и педагога, создавая условия для саморазвития, самопознания, объединяя субъектов образования на совместное достижение целей. Анализ исследований по проблеме гуманизации образования позволил определить значимость коллективных и личностных ценностей в развитии, модернизации системы образования (М.Н. Берулава, Б.С. Гершунский, А.Г. Здравомыслов, В.А. Сластенин, E.H. Шиянов и др.) [5].

Проблемы управления дошкольным образованием в контексте культуры актуализируются и обостряются в системе дошкольного образования, решение которых обеспечивает качество образования и оптимальные условия для творческого развития личности ребенка и собственного профессионального развития. Успех любой организации, тем более, дошкольного образовательного учреждения — это результат коллективных усилий ее членов, результат высокого качества сотрудников. Развитие образования в контексте культуры позволяет и обуславливает необходимость модернизации системы управления.

Корпоративная культура – это не только имидж компании, но и эффективный инструмент стратегического развития организации. Ее формирование всегда связано инновациями, направленными на достижение – целей и, следовательно, повышение конкурентоспособности [3].

В настоящее время образовательные организации стремятся к освоению культуры, ориентированной на будущее. Сегодня востребованы такие качества личности, как успешность, конкурентоспособность, уважение обычаев, идей, толерантность, готовность принять корпоративную культуру той организации, в которой предстоит работать. Необходима взаимосвязь между ценностно-мотивационными оппозициями и представлениями об этике делового взаимодействия педагогов. Чрезвычайно важно рассматривать корпоративную культуру как средство повышения эффективности деятельности организации, в связи с реализацией концепции «человеческого капитала». Новая парадигма управления персоналом подразумевает изменение функций персонала, накопление и развитие «человеческого капитала», от которого зависит качество оказания образовательных услуг.

Важное место при формировании корпоративной культуры занимает система ценностей, регулирующая этические отношения в данной организации, которую называют корпоративной этикой. Корпоративная этика в отличие от универсальной обусловлена особенностями деятельности и целями данной организации, а также исторически сложившимися стереотипами поведения в данной организации.

Корпоративная культура включает не только этические, но и другие ценности, а также убеждения, ритуалы, символы. Какие мифы живут на предприятии, какие истории и легенды рассказываются, какие события особенно выделяются церемониями, какие ритуалы существуют, что они означают, что скрывается за символами, кто оказывает решающее влияние, кто передает традиции, что выражает язык, какие выражения типичны, для чего существуют безмолвные символы - вот только некоторые вопросы, относящиеся к корпоративной культуре [4].

Корпоративные ценности предопределяют характер целей, которые ставит перед организацией ее руководство. Корпоративные ценности (т. е. то, что задает стандарты деятельности организации) формируют корпоративную культуру организации. Корпоративная культура определяет поведение тех людей, которые работают на данную организацию. В свою очередь и эти люди оказывают влияние на состояние корпоративной культуры своей организации. В последнее время отмечается тенденция к тому, что все чаще компании анализируют данную проблему и публикуют заявления, в которых декларируют те ценности, на которые ориентируется организация (иногда это делается в форме официальных заявлений). Рассмотрение и формальное утверждение тех ценностей, которые организация заявляет в качестве своих приоритетов, упрощает для сотрудников компании, ее потребителей, поставщиков и т. д., задачу определения того, что можно ожидать от этой компании в будущем.

Корпоративная культура в сфере образования основывается на сотрудничестве, коллективной выработке идей, миссии и общепринятых ценностей. Ценностями корпоративной культуры являются миссия, история, мифы, легенды, ритуалы, традиции и условия работы. Такие ценности, как: чуткость, солидарность, ответственность, доброту, справедливость вырабатываются сотрудниками организации в процессе деятельности. Сотрудники лояльны по отношению к принятым корпоративным ценностям, формируется единство взглядов и действий. Ценности в данном случае служат стимулом, необходимым условием для взаимодействия сотрудников организации [1].

Проблема формирования корпоративной культуры в дошкольном образовательном учреждении недостаточно исследована и не определена роль культуры в дошкольной образовательной организации в повышении качества работы [2].

Анализ состояния практики управления дошкольным образованием позволяет констатировать факт, что сегодня дошкольные учреждения перешли на научные основы проектирования, но, к сожалению, вопросу развития корпоративной культуры уделено в меньшей степени внимания, чем вопросам планирования, структурирования. Несмотря на все многообразие исследований в системе управления общеобразовательными школами, развития корпоративной культуры на предприятиях и фирмах, вопрос управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения еще не нашел полного освящения в науке и в практике. Главными причинами этого являются: рассмотрение путей становления дошкольного учреждения вне контекста общей проблемы управления; определение этих путей на уровне социальной регуляции; игнорирование потребностей конкретных образовательных учреждений — субъектов собственных преобразований при постановке задач развития образовательных систем; отсутствие общих подходов к определению путей обновления деятельности и системы управления дошкольным образовательным учреждением.

В дошкольном образовательном учреждении руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус [4, 6].

Для проведения исследования корпоративной культуры были отобраны методики исследования:

1. Анкетирование педагогов.

Педагогам были предложены следующие анкеты:

«Корпоративная культура ДОО».

Цель: выявить особенности корпоративной культуры, реализуемой воспитателями дошкольной образовательной организации.

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Цель: выявить ценностные ориентации педагогов.

2. Анкетирование родителей. Родителям была предложена анкета «Удовлетворенность образовательными услугами ДОО».

Цель: проследить компетентность реализации образовательных услуг педагогов дошкольного образования.

Исследование корпоративной культуры производиться с учетом интересов воспитанников, их родителей, сотрудников, заказчиков, социальных партнеров, т.к. она отражает смысл существования ДОО.

Анализ данных, полученных с помощью анкеты «Корпоративная культура ДОО» позволил установить, что для большинства педагогов ДОО приоритетными факторами, определяющими отношение к профессиональной деятельности являются: условия труда, содержание работы, отношение непосредственного руководителя, атмосфера в коллективе, возможности карьерного роста и, что очень важно для педагога – возможность учиться.

Представим эти данные графически на рисунке 1.

Рис. 1. Показатели приоритетных факторов корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации (в %)

Анализ данных, полученных по методике М. Рокича, выявил различия в определении жизненных ценностей педагогов.

При анализе показателей ценностных ориентаций более значимыми для современных педагогов являются ценность семьи, природы, культуры, знаний и ценность личности как такового.

На следующем этапе диагностики нами была проведена и обработана анкета для выявления удовлетворенность образовательными услугами ДОО родителей. 82 % родителей считают, что детский сад пользуется авторитетом в микрорайоне, 4% отметили, что сад не пользуется авторитетом, 12% - о нем вообще не говорят и 2% затруднились ответить.

64% родителей отметили, что их дети ходят в сад с удовольствием, 27 % - редко с желанием, 9 % - чаще с удовольствием.

При ответе на вопрос «Устраивает ли Вас работа педагогов в группе?» 67% ответили, что устраивает полностью, 31% - устраивает частично и 2% родителей - не устраивает совсем.

78% родителей считают, что дети в детском саду получают интересные знания и навыки культурного поведения, 18% - получают, но недостаточно и 4% родителей считают, что их дети не получаю ничего нового.

Полную осведомленность о работе детском сада продемонстрировали 62% родителей, 21% - частичную и 17 % вообще предпочитают не иметь информации, так как она их расстраивает.

Информацию о детском саде 12% родителей приобретают из наглядной агитации детского сада, 24% - со слов других родителей; 64 % - от воспитателя.

64% родителей спокойно уходят на работу, оставив ребенка в детском саду, 21% - частично спокойно и 14% родителей остаются обеспокоенными состоянием и настроением своего ребенка.

92% родителей желают детском саду повысить материальную база (многие родители отмечают хорошее состояние сада, но говорят о том, что есть куда стремиться), 8% хотят, чтобы увеличилось количество интересной работы с родителями, возможно в совместной деятельности с психологом, медсестрой и врачом.

Таким образом, анализ анкет родителей показал удовлетворенность родителей образовательными услугами ДОО, все пожелания носили доброжелательный конструктивный характер.

Представим и эти данные графически на рис.2.

 

Рис. 2. Удовлетворенность родителей образовательными услугами ДОО (в %)

Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить уровень развития всех компонентов корпоративной культуры, обнаружить сильные и слабые стороны этого процесса и, как следствие, возможности более эффективного проектирования корпоративной культуры педагогов дошкольной образовательной организации.

Список использованной литературы:

  1. Бочкарев А.В. Механизм формирования корпоративной культуры // Сборник материалов конференции «Управление в России: менеджмент роста». СПб., 2011. 211 с.
  2. Буева И.И. Формирование корпоративной культуры педагогических сообществ // Мир образования - образование в мире. 2007. №3. 433 с.
  3. Мехтиева Е.Д. Простые способы повышения культуры педагогического коллектива / Е.Д. Мехтиева, М.Н. Солодовникова, Л.И. Черненко // Директор школы. 2008. №5. С. 32 - 36.
  4. Наумов М. Организационная культура как фактор долгосрочной конкурентоспособности // Управление компанией журнал. 2012. №7. С.69.
  5. Спивак В.А. Корпоративная культура: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  6. Фильченко О. Ю. Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) // Молодой ученый. 2011. №11. Т.2. С. 127-129.