Роль эстетического воспитания для студентов специальности "Прикладная эстетика"

Скудина Елена Алексеевна

Преподаватель, ОмТК, г. Омск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Скудина Е.А. Роль эстетического воспитания для студентов специальности "Прикладная эстетика" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.04.2024).

Заказ № 84385


 

Вопрос о роли эстетического воспитания для студентов специальности «Прикладная эстетика», безусловно, очень актуален, ведь каждый студент, обучающийся на этой специальности должен обладать безукоризненным вкусом, разбираться в тенденциях моды и веяниях индустрии красоты. С педагогической точки зрения, формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.

Проанализировав философские подходы к определению понятия «эстетическое воспитание», можно выделить ряд важных для нас положений:

1) эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения и т.д.;

2) данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание;

3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека. Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».

Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности и, соответственно, должно присутствовать в учебной деятельности тоже. Средствами развития чувства прекрасного в нашем колледже служат такие дисциплины как «история искусства», «рисунок и живопись», «основы пластической анатомии», «эстетика». Задача технолога-эстетиста как специалиста - предоставление профессиональных эстетических услуг для профилактического ухода за внешностью потребителя в разные возрастные периоды жизни. Это подразумевает, что специалист должен не только обладать техническими знаниями в различных областях, но и иметь развитый эстетический вкус, обладать хорошим воображением, знать историю, следить за модными тенденциями.

Технолог-эстетист должен не только знать, как хорошо выглядеть и справиться практически со всеми изъянами внешности, но и как чувствовать себя привлекательным, в связи с этим, немаловажно и знание специалистом основ психологии и психоанализа.

Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Понятия и идеалы красоты меняются в ходе истории постоянно, красота никогда не была чем-то абсолютным и неизменным, она приобретала разные обличия в зависимости от страны и исторического периода, но оставались также и неизменные идеалы. Не зря до сих пор древнегреческие статуи являются образцом изящества и грации. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Поэтому задачей при обучении студентов данной специальности будет непременное развитие чувства прекрасного, эстетического взгляда, умения различать и подмечать особенности, изменения, обладание особым эстетическим чутьем.

В современном обществе огромное влияние на развитие эстетического вкуса и эстетическое воспитание имеют средства массовой информации – телевидение, интернет, социальные сети. К социально-психологическим особенностям процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи относятся: стихийность формирования эстетических предпочтений; массовизация вкусов и эстетических предпочтений молодежи; изменение ценностных ориентаций молодежи, повлиявшее на структуру предпочтительных форм досуговой деятельности, отличную от предшествующих поколений (туризм, возможность поездок за границу) ; формирование новых культурных стереотипов, прежде всего – молодежных субкультур, имеющих преимущественно развлекательно-рекреативную направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность, стереотипизация молодежной культуры; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации. Все это не всегда способствует правильному развитию эстетического вкуса и эстетическому воспитанию учащихся.

Поэтому для развития эстетического вкуса студентов специальности «Прикладная эстетика» следует делать упор на достижение следующих целей:

- воспитание эстетического вкуса; нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, культуре; эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- развитие интереса искусству, живописи, рисунку, развитие моторики рук, цветовосприятия, чувства меры, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах деятельности;

- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: рисовании, живописи, изучении основ построения, композиции, цветопередачи.

Средством достижения данных целей служит создание в колледже педагогических условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся. Помимо образовательных дисциплин, они могут включать в себя изучение произведений искусства, овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства; организацию накопления опыта эстетической «насмотренности»; посещение театров, музеев, выставок.

Путями организации пополнения опыта эстетической «насмотренности» студентов могут выступать не только рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций, слайдов с изображениями архитектурных сооружений не только во время лекционных и практических занятий, но и непосредственное обследование объектов архитектуры, посещение картинных галерей и выставок, общение с художниками г. Омска, выезды на экскурсии, посещение Омского драматического, музыкального и других театров во внеучебное время всей группой.

Использование какого-либо вида искусства как средства развития художественного вкуса личности должно опираться на искусствоведческий анализ данного явления, под которым понимается разбор и рассмотрение состава произведения искусства в единстве содержания и формы. Изучение произведения искусства строится в определенной последовательности, т. е. по алгоритму – точному предписанию относительно последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.

Для овладения техникой искусствоведческого анализа учащимся можно использовать следующий алгоритм анализа произведения искусства:

1) первое впечатление от произведения искусства, его воздействие на чувства;

2) ассоциации, связанные с восприятием художественного образа произведения искусства, их обоснование;

3) история создания произведения искусства и рассмотрение творческого пути его автора;

4) определение принадлежности произведения к исторической эпохе, художественному стилю, направлению;

5) выявление художественных средств и приемов создания образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб);

6) определение принадлежности к виду искусства;

7) выявление связи между внешним и внутренним обликом произведения искусства;

8) итоговая характеристика художественного образа произведения, сопоставление с первичным впечатлением.

Итак, процесс эстетического воспитания и развития художественного вкуса студентов, обучающихся на специальности «Прикладная эстетика» будет более эффективным, если его реализовывать с учетом следующих условий: изучение и исследование произведений культуры и искусства, несущих в себе художественную ценность; организация накопления опыта эстетической «насмотренности»; овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства. Для этого можно создавать специальные студенческие сообщества в колледже, которые будут организовывать совместные выезды учащихся в музеи, театры, на выставки и экскурсии.

 

Список литературы:

  1. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2009.  576 с.
  2. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета, 1991. 184 с.
  3. Эстетическое сознание и процесс его формирования / АН СССР. Ин-т философии. М.: Искусство, 1981. 255 с.
  4. Парунина Л.В. Реализация условий развития художественного вкуса студентов педвуза // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 88. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-usloviy-razvitiya-hudozhestvennogo-vkusa-studentov-pedvuza (дата обращения: 29.01.2016).
  5. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 480 с.
  6. Экономико-математический словарь. URL: http://slovari.yandex. ru/dict/lopatnikov/article/lop/lop-0046.htm?text.
  7. Рассадина А.А. Социально-психологические особенности влияния СМИ на эстетические предпочтения молодежи.
  8. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 класс: учеб. для общеобр. учр. М.: Дрофа, 2008. 333 с.