Скудина Елена Алексеевна
Преподаватель, ОмТК, г. Омск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Скудина Е.А. Роль эстетического воспитания для студентов специальности "Прикладная эстетика" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 84385
Вопрос о роли эстетического воспитания для студентов специальности «Прикладная эстетика», безусловно, очень актуален, ведь каждый студент, обучающийся на этой специальности должен обладать безукоризненным вкусом, разбираться в тенденциях моды и веяниях индустрии красоты. С педагогической точки зрения, формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса.
Проанализировав философские подходы к определению понятия «эстетическое воспитание», можно выделить ряд важных для нас положений:
1) эстетическое воспитание осуществляется при помощи таких средств, как искусство, природа, отношения и т.д.;
2) данный процесс направлен на формирование эстетической культуры, структурными составляющими которой являются эстетическая деятельность и эстетическое сознание;
3) эстетическое воспитание происходит на протяжении всей жизни человека. Активно занимаясь разработкой проблемы эстетического воспитания, Г.С. Лабковская пришла к выводу, что оно должно подразумевать целенаправленную систему действенного формирования человека, способного с общественно-эстетического идеала воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и искусстве, способного жить и творить «по законам красоты».
Человек по натуре своей - художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности и, соответственно, должно присутствовать в учебной деятельности тоже. Средствами развития чувства прекрасного в нашем колледже служат такие дисциплины как «история искусства», «рисунок и живопись», «основы пластической анатомии», «эстетика». Задача технолога-эстетиста как специалиста - предоставление профессиональных эстетических услуг для профилактического ухода за внешностью потребителя в разные возрастные периоды жизни. Это подразумевает, что специалист должен не только обладать техническими знаниями в различных областях, но и иметь развитый эстетический вкус, обладать хорошим воображением, знать историю, следить за модными тенденциями.
Технолог-эстетист должен не только знать, как хорошо выглядеть и справиться практически со всеми изъянами внешности, но и как чувствовать себя привлекательным, в связи с этим, немаловажно и знание специалистом основ психологии и психоанализа.
Важным признаком эстетической воспитанности является сформированное умение любоваться красотой, совершенными явлениями в искусстве и жизни. Понятия и идеалы красоты меняются в ходе истории постоянно, красота никогда не была чем-то абсолютным и неизменным, она приобретала разные обличия в зависимости от страны и исторического периода, но оставались также и неизменные идеалы. Не зря до сих пор древнегреческие статуи являются образцом изящества и грации. Эстетическая воспитанность характеризуется способностью к глубокому переживанию эстетических чувств. Поэтому задачей при обучении студентов данной специальности будет непременное развитие чувства прекрасного, эстетического взгляда, умения различать и подмечать особенности, изменения, обладание особым эстетическим чутьем.
В современном обществе огромное влияние на развитие эстетического вкуса и эстетическое воспитание имеют средства массовой информации – телевидение, интернет, социальные сети. К социально-психологическим особенностям процесса влияния СМИ на формирование эстетических предпочтений молодежи относятся: стихийность формирования эстетических предпочтений; массовизация вкусов и эстетических предпочтений молодежи; изменение ценностных ориентаций молодежи, повлиявшее на структуру предпочтительных форм досуговой деятельности, отличную от предшествующих поколений (туризм, возможность поездок за границу) ; формирование новых культурных стереотипов, прежде всего – молодежных субкультур, имеющих преимущественно развлекательно-рекреативную направленность; вестернизация (американизация) культурных потребностей и интересов; приоритет потребительских ориентаций над креативными; слабая индивидуализированность, стереотипизация молодежной культуры; внеинституциональная культурная самореализация; отсутствие этнокультурной самоидентификации. Все это не всегда способствует правильному развитию эстетического вкуса и эстетическому воспитанию учащихся.
Поэтому для развития эстетического вкуса студентов специальности «Прикладная эстетика» следует делать упор на достижение следующих целей:
- воспитание эстетического вкуса; нравственных и эстетических чувств; уважения к истории, традициям, культуре; эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие интереса искусству, живописи, рисунку, развитие моторики рук, цветовосприятия, чувства меры, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах деятельности;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: рисовании, живописи, изучении основ построения, композиции, цветопередачи.
Средством достижения данных целей служит создание в колледже педагогических условий, способствующих эстетическому воспитанию учащихся. Помимо образовательных дисциплин, они могут включать в себя изучение произведений искусства, овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства; организацию накопления опыта эстетической «насмотренности»; посещение театров, музеев, выставок.
Путями организации пополнения опыта эстетической «насмотренности» студентов могут выступать не только рассматривание репродукций картин, фотографий, иллюстраций, слайдов с изображениями архитектурных сооружений не только во время лекционных и практических занятий, но и непосредственное обследование объектов архитектуры, посещение картинных галерей и выставок, общение с художниками г. Омска, выезды на экскурсии, посещение Омского драматического, музыкального и других театров во внеучебное время всей группой.
Использование какого-либо вида искусства как средства развития художественного вкуса личности должно опираться на искусствоведческий анализ данного явления, под которым понимается разбор и рассмотрение состава произведения искусства в единстве содержания и формы. Изучение произведения искусства строится в определенной последовательности, т. е. по алгоритму – точному предписанию относительно последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.
Для овладения техникой искусствоведческого анализа учащимся можно использовать следующий алгоритм анализа произведения искусства:
1) первое впечатление от произведения искусства, его воздействие на чувства;
2) ассоциации, связанные с восприятием художественного образа произведения искусства, их обоснование;
3) история создания произведения искусства и рассмотрение творческого пути его автора;
4) определение принадлежности произведения к исторической эпохе, художественному стилю, направлению;
5) выявление художественных средств и приемов создания образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб);
6) определение принадлежности к виду искусства;
7) выявление связи между внешним и внутренним обликом произведения искусства;
8) итоговая характеристика художественного образа произведения, сопоставление с первичным впечатлением.
Итак, процесс эстетического воспитания и развития художественного вкуса студентов, обучающихся на специальности «Прикладная эстетика» будет более эффективным, если его реализовывать с учетом следующих условий: изучение и исследование произведений культуры и искусства, несущих в себе художественную ценность; организация накопления опыта эстетической «насмотренности»; овладение студентами алгоритмом анализа произведений искусства. Для этого можно создавать специальные студенческие сообщества в колледже, которые будут организовывать совместные выезды учащихся в музеи, театры, на выставки и экскурсии.
Список литературы: