Мельникова Татьяна Анатольевна
Ганина Любовь Валерьевна
Заведующий, МБДОУ "Детский сад №318", Нижний Новгород
Старший воспитатель, МБДОУ "Детский сад №318", Нижний Новгород
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Мельникова Т.А., Ганина Л.В. Проект "Лето в компании Смешариков" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 84020
Актуальность.
Лето - благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, для их всестороннего, психического и физического развития. Именно в это период дети дошкольного возраста много времени проводят на свежем воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, способствовал максимальному укреплению здоровья, развитию творчества, познавательной активности, а также развитию коммуникативных навыков.
Цель: способствовать всестороннему развитию детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности в центрах межгруппового общения.
Задачи:
Информационная карта проекта
Тип проекта: среднесрочный
Вид: комплексный
Срок реализации: май-август
Участники: дети, педагоги, родители
Формы реализации проекта:
совместные встречи, посиделки, праздники, развлечения, физкультурные досуги, беседы, экскурсии, опыты и эксперименты, викторины, турниры, выставки, спектакли, походы, соревнования, игры и т.д.
Ожидаемые результаты (воспитанники, педагоги, родители)
СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 ЭТАП - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ЦЕНТРОВ Выбор направленности центров межгруппового общения: двигательный центр, тренинг пешехода, музыкально - театральная поляна, экологическая тропа, уголок туриста, интеллектуальный центр, центр экспериментирования, центр творчества, огород, цветник, бассейн.
Распределение ответственных за центры.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в центрах.
Подбор методической литературы, создание папок с методическими разработками по каждому центру.
Составление графика посещения центров.
Привлечение родителей к созданию центров.
2 ЭТАП – РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
Персонажи Смешарики встречают детей в центрах, от их имени дети получают письма, телеграммы, сюрпризы, которые способствуют мотивации и вовлечению детей в различные виды деятельности, побуждают к выполнению заданий и т.д.
Спортивно-оздоровительный центр «Крош - спортсмен»
Физкультурный досуг «Играем в мяч с Крошем»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель:
Способствовать развитию интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
Оборудование: мячи (большие и маленькие), обручи, флажки, фитбольные мячи.
Ход
1 часть.
Воспитатель: Ребята посмотрите нам сегодня пришло письмо. Кто же нам его прислал? Здесь написана загадка, сейчас я ее вам прочитаю. Слушайте внимательно:
Я зайка-смешарик,
Похожий на шарик.
Красив и хорош.
Мое имя… (Крош)
Вы узнали кто нам прислал это письмо?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Крош очень любит заниматься спортом и играть.
А вот во что он больше всего любит играть? Давайте отгадаем.
Слушайте следующую загадку…
Круглый, мягкий, полосатый.
Нравится он всем ребятам.
Может долго он скакать
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его -
Он подпрыгнет высоко.
Скучно не бывает с ним.
Мы играть в него хотим…(Мяч)
Без него нельзя играть во многие спортивные игры. С помощью этого предмета можно стать ловким, быстрым и сильным.
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, это мяч. Мячи бывают разные. Назовите, какие бывают мячи.
Ответы детей
Воспитатель: Мячи бывают резиновые, кожаные, маленькие, средние, большие, пластмассовые, специальные мячи для разных игр (баскетбол, футбол, теннис…).
Мячи должны быть накачанными, упругими. Давайте их накачаем.
Дыхательная гимнастика «Насосы»
Воспитатель: мы сегодня будем играть с различными мячами. Но сначала надо размяться.
Построение в шеренгу, проверка осанки и равнения; перестроение в колонну по одному. Ходьба, бег, корригирующие упражнения.
2 часть.
Общеразвивающие упражнения с большим мячом.
1) исходное положение – основная стойка, мяч в обеих руках внизу.
1 - 2 - поднять мяч вверх, поднимаясь на носки; 3 - 4 - исходное положение.
2) исходное положение – основная стойка, мяч в согнутых руках перед собой.
1 – поворот вправо, мяч вперёд
2 - исходное положение
3 – поворот влево, мяч вперёд
4 - исходное положение
3) исходное положение – то же. Приседания, мяч выносим вперёд.
4) исходное положение – наклоны вперёд.
5) исходное положение – сидя, ноги врозь. Наклон вперёд.
6) исходное положение - основная стойка, мяч на полу. Прыжки вокруг мяча на двух ногах (на счёт 1-8), пауза, повторить 2 раза.
Воспитатель: а теперь я предлагаю вам немного посоревноваться. Нам нужно две команды. За каждую выигранную эстафету команде присуждается очко и выдается фишка с изображением Кроша. Выигрывает та команда, которая наберёт больше фишек.
Эстафеты.
I. Метание малого мяча. Конкурс капитанов.
II. Эстафета «Поменяй мячи местами»
Дети поочередно бегут с большим (маленьким) мячом до обруча, в котором лежит маленький (большой) мяч, меняют мячи, возвращаются на исходное место.
III. Эстафета «Передача мяча»
Первый ребёнок передаёт мяч между расставленными ногами следующему игроку назад и т.д.; последний ребёнок каждой команды бежит с мячом вдоль колонны вперёд, встаёт в начале колонны.
IV. «Фитбол»
На большом мяче надо пропрыгать всю дистанцию и передать эстафету другому члену команды.
Подведение итогов.
Центр «Тренинг пешехода «Бараш – юный пешеход»
Игровые ситуации: 1. Угадай транспорт 2. Подумай и отгадай 3.Мы – водители 4.Законы улиц и дорог 5.Веселый жезл 6.Час пик 7.Соберем дорожные ситуации 8. Научим Бараша ПДД 9.Что будет, если... |
Игры – развлечения для детей: «Не играй на дороге» «Соблюдай правила дорожного движения» «Как Бараш знакомился с правилами» «Виды транспорта» «Светофор» «Правила дорожного движения»
|
Стихи, загадки, правила |
Игровая ситуация по безопасности дорожного движения в средней группе «Бараш на дороге»
Цель: Развивать представления о безопасном поведении на дорогах.
Задачи:
Закреплять правила дорожного движения;
Закреплять знания о правилах передвижения пешеходов и велосипедистов;
Закреплять знания о светофоре, знаках и работе полиции.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло письмо от Бараша, в котором он предлагает вам отправиться в путешествие в страну «Светофорию». Вы хотите туда попасть?
Ответы детей
Воспитатель: Попасть туда можно на любом транспорте. Выбирайте на чем мы поедем и отправляемся в путь.
Дети изображают транспорт на котором хотели бы поехать
Воспитатель: Ребята смотрите, сколько здесь улиц, дорог и перекрестков. По ним движутся много легковых и грузовых автомашин, автобусы и никто никому не мешает. Это потому что, есть правила для водителей машин и пешеходов. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, мы должны соблюдать правила дорожного движения. Вот такую загадку приготовил для нас Бараш. Если вы ее отгадаете, то узнаете, кто главный помощник на дорогах:
Три разноцветных круга
Мигают друг за другом.
Светятся, моргают –
Людям помогают.
Ответы детей
Воспитатель: А зачем светофор нужен, ребята?
Ответы детей
Воспитатель: У светофора есть три сигнала огонька, что они обозначают?
Ответы детей
Воспитатель: А на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, молодцы! Отгадайте вторую загадку, которую приготовил для вас Бараш.
По полоскам черно-белым
Пешеход шагает смело
Кто из вас, ребята, знает
Знак о чем предупреждает?
Дай машине тихий ход –
Ответы детей
Воспитатель: Ребята, скажите, где можно безопасно перейти через дорогу?
Ответы детей
Воспитатель: А как узнать где именно находится пешеходный переход?
Правильно с помощью дорожного знака «Пешеходный переход»
Игра «Собери знак» (проводится игра «Собери знак из частей» (4-6 частей)
Воспитатель: Послушайте следующую загадку про знаки дорожного движения, которую вам приготовил Бараш.
Ездят здесь одни машины
Грозно их мелькают шины
У тебя велосипед?
Значит стоп! Дороги нет!
Ответы детей
Воспитатель: ребята давайте найдем этот знак.
Игра «Найди нужный знак»
Воспитатель: правильно ребята, этот знак нас предупреждает о том, что здесь ездить на велосипедах запрещается. Так как это очень опасно для жизни.
А теперь ребята Бараш предлагает нам поиграть в игру «Перейди через дорогу».
Далее воспитатель предлагает поиграть в игру «Воробушки и автомобили».
Воспитатель: Ребята, Бараш предлагает посмотреть вам картинки на которых изображены опасные ситуации. Кто из вас нашел героев, чья жизнь в опасности? Что угрожает тем, кто невнимателен на дорогах и не знает правил дорожного движения?
Ответы детей
Воспитатель: Мы с вами разобрали опасные ситуации и справились со всеми заданиями, которые нам приготовил Бараш. Теперь можно смело отправляться обратно в путь соблюдая правила дорожного движения.
Работа с родителями
Консультации:
«Правила дорожного движения»
«Каждый родитель – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»
Рекомендации:
«Ваш ребенок и правила дорожного движения»
«В безопасности»
«Каждый ребенок - должен знать правила с пеленок»
Центр «Путешествие по экологической тропе с Ёжиком»
В гости к лекарственным растениям
(экскурсия к лечебной грядке в подготовительной группе)
Цель: закреплять представления детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах
Ход экскурсии
Игровой сюрпризный момент.
К детям приходит письмо от Ежика, в котором карта-схема экологической тропинки детского сада. Он приглашает их к себе в гости.
Беседа по карте-схеме, рассматривание ее, нахождение объекта, к которому их приглашают (обозначен каким-то значком), и отправление на экскурсию по плану.
На лекарственной грядке находят еще одно письмо Ежика: «Здравствуйте, ребята, я очень рад приветствовать вас на нашей тропинке. Вы получили карту и правильно по ней пришли к нашим друзьям. А теперь ответьте на мои вопросы- задания:
Найдите на грядке мяту (по запаху, по внешнему виду). Какая она?
Какими лечебными свойствами она обладает?
Какие виды мяты растут на грядке? (Перечная, валидольная, лимонная, мелисса).
А какую лекарственную траву и слепой знает? (Крапива)
Кто еще знает загадки о крапиве?
А можно её взять в руки? Почему нет? А как можем рассмотреть? (Через лупу)
Ежик благодарит детей за хорошие знания лекарственных растений.
Дети рассматривают строение листа мяты через лупу.
Далее проводится беседа:
- Как надо ухаживать за растениями?
-Как вы думаете, что нужно нашим растениям сейчас, как узнать?
Ежик заранее приготовил грабли, воду, палочки для пробы почвы (рыхлая, мокрая, влажная, сухая). Дети определяют потребность растений и выполняют трудовые действия (полив, прополка, рыхление).
Затем Ёжик предлагает поиграть в игру с мячом: если называется лекарственное растение - мяч поймать, если нет - то мяч отбить.
Туристический центр «В поход со Смешариками»
Беседы: «Туризм и его разновидности» «Снаряжение туристов» «Топографические знаки» «Моя семья. Наш детский сад» «Стороны горизонта» «Правила поведения» |
Игровые ситуации: «Угадай и расскажи» «Мы собираемся в поход» «Турист – следопыт»
|
Эстафеты: «Укладка рюкзаков» «Пора в поход» «Трудное препятствие» «Найди конверт» Подвижные игры, дидактические игры и др.
|
Интеллектуальный центр «Развиваемся с Лосяшем»
Игры: 1. Магический квадрат «Танграм» 2. Пазл «Крошка енот» 3. Шашки 4. Домино 5. Ребусы 6. «Волшебный мешочек» 7. «Волшебные палочки» 8. Лабиринты 9. Крестики – нолики 10.Ходилки |
Турниры, соревнования, КВН
|
КВН знатоков (для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: дать возможность применить полученные знания в играх; развивать логическое мышление, память внимание, познавательный интерес дошкольников
Ведущая: - Здравствуйте ребята. Сегодня Лосяш приготовил для вас интеллектуальное соревнование. У нас есть две команды детей и есть жюри, которое будет наблюдать за ходом КВН и оценивать ваши результаты. А еще Лосяш, который будет помогать ребятам если возникнут какие-нибудь трудности при выполнении заданий. И так мы начинаем.
Задание 1. «Разминка для ума»
Ведущий загадывает загадки, отвечает та команда, чья быстрее поднимет флажок. (1 правильный ответ = 1 балл)
1) Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
2) Что вниз вершиной растет. (Сосулька)
3) Кого с пола за хвост не поднимешь? (Клубок ниток)
4) У семерых братьев по одной сестре. Сколько всех сестер? (Одна)
5) Две матери, две дочери и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое: бабушка, мать и дочь)
6) В корзине три яблока. Как поделить их между тремя детьми так, чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Отдать одно вместе с корзиной)
7) У одного мужчины четыре сына и у каждого из них есть родная сестра. Сколько у него детей? (Пять человек)
8) На столе лежали конфеты. Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штуке. Сколько конфет лежало на столе? (Три)
9) Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 7 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги? (7 кг)
10) В соревновании по бегу Юра, Гриша и Толя заняли призовые места. Какое место занял каждый из них, если Гриша занял не второе и не третье место, а Толя - не третье? (Гриша - 1, Толя - 2, Юра - 3)
Задание 2. «Логическая пара»
Детям дается задание рассмотреть картинки и продолжить ряд. (1 правильно выполненное задание = 5 баллов)
Задание 3. «Соберем море по кусочкам»
Детям дается задание: нужно собрать картинку по полоскам, выставляя цифры по порядку. Чья команда быстрее соберет картинку получает 5 баллов, если вторая выполняет задание позже, получает 3 балла, если не выполняет 0 баллов.
Ведущая: - Молодцы, ребята! А сейчас мы немножко отдохнем.
(Включается музыка, под музыку выполнятся упражнения).
Проводится промежуточный подсчет голосов.
Задание 4. «Круги Эйлера»
Та команда, у которой меньшее количество, баллов выбирает сложность задания.
1 уровень сложности – 5 баллов
2 уровень сложности- 7 баллов
(Выдаются картинки с заданиями)
Задание 5. «Капитаны»
В конкурсе участвуют капитаны команд. Нужно найти 10 отличий между двумя картинками. Засчитывается каждой команде столько баллов, сколько найдено отличий. (1 отличие = 1 балл)
Ведущая:- Ребята, вот и закончился наш КВН. Сейчас будут подведены окончательные итоги, поэтому слово предоставляется жюри.
Все дети награждаются медалями с изображением Лосяша.
Спасибо Лосяшу за интересную игру!
Работа с родителями
1.Консультации:
«Интеллектуальное развитие дошкольников»
«Игры для развития внимания»
«Интеллектуальные игры с детьми на улице в летний период»
2. Беседа «Интеллектуальные игры дома»
Центр экспериментирования «В лаборатории у Пина»
Перечень опытов: 1. «Удивительный песок» 2. «Соревнование» 3.Свойства песка» 4. «Сухая и влажная почва» 5. «Солнечные зайчики» 6. «Игра в прятки» 7. «Прятки» 8. «Черное и белое» 9. «Теплая и холодная вода» 10.«Когда льется, когда капает» 11. «В какую бутылку быстрее нальется вода» 12. «Пар» 13. «Друзья» |
14. «Играем с красками» 15. «Прокати шарик» 16.»Необычные кораблики» 17. «Мыло – фокусник» 18. «Веселая полоска» 19. «Танец горошин» 20. «Послушный ветерок» 21. «Ворчливый шарик» 22. «Секрет сосновой шишки» 23. «Радуга» 24. «Хитрые семена» 25.»Вода нужна всем» 26. «Очистка грязной воды» |
Экспериментирование в старшей группе «Свойства воды»
Задачи:
- расширять представления детей об источниках воды в природе;
- закреплять знания о свойствах воды;
-прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, понимание необходимости бережного отношения к воде как природному ресурсу.
Материалы и оборудование: Пин из мультфильма «Смешарики», глобус, схематическое изображение «Откуда в кране берется вода?», 2 таза, ковш, «волшебное» ведро с водой, фартуки по количеству детей, прозрачные стаканы по кол-ву детей, тряпочки по кол-ву детей, 2 горшка с цветами, лейки, небольшой кусок стекла, стаканчики различной формы по количеству детей.
Ход
Звонит телефон. Воспитатель включает громкую связь и дети слышат голос Пина, который приглашает их в лабораторию.
Дети отправляются в центр экспериментирования.
Пин - Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы пришли ко мне в гости. Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете какой бывает вода? (Ответы детей)
Пин - Вода бывает разная: соленая морская- в море, океане и пресная речная- в реке, озере, ручье, роднике. А кто из вас пробовал родниковую воду? (Ответы детей).
Пин - Родниковая вода- самая полезная, самая чистая, она бьет из глубин земли. Вы когда-нибудь видели родник? Как его по-другому еще называют? (Ответы детей)
Пин приглашает пройти к водопроводному крану на участке.
Пин - А вы знаете откуда берется вода у нас в детском саду? (Ответы детей).
Пин - Правильно, из водопроводного крана. Но прежде чем попасть к нам, вода проделывает длинный путь. Кто знает какой путь ей приходится пройти? (Ответы детей)
Пин-Воду набирают из реки, потом ее очищают разными фильтрами и только потом она попадает к нам в квартиры. Но ее, прежде чем пить, надо обязательно прокипятить.
Опыт 1
Пин - А теперь, давайте пройдем в лабораторию. А зачем нам здесь нужны фартуки? (Ответы детей) Одевайте. Возьмите каждый себе стаканчик и я налью вам воды из моего волшебного ведра. А теперь вы выливайте воду в тазы также как и я. Посмотрите, как течет вода из ваших стаканчиков в таз. Что делает вода? А у вас стаканчики одинаковые? Вся ли вода вместилась? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Вода течет, переливается. Вода принимает любую форму, в которую ее налили.
Опыт 2
Пин - Посмотрите, здесь у меня стаканы с водой(вода питьевая кипяченая). Отгадайте, одинаковая ли вода в них? Как определить вкус? (Ответы детей)
Дети определяют вкус на язык.
-А теперь опустите в стаканчики с водой какой- либо предмет. Видите ли вы предмет? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная.
Опыт 3
Пин- Смотрите, ребята, сейчас я налью воды на стекло. Что у меня получилось? (Ответы детей). А теперь слегка наклоним стекло. Что сделала вода? А если сильно наклонить? (Ответы детей). Смотрите, был стол сухой, а стал ...(Ответы детей). Что надо сделать, чтобы он снова стал сухой? (Ответы детей). Давайте возьмем сухие тряпочки и попробуем вытереть стол. Что произошло с тряпочками? Какие они были? Какие стали? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Вода мокрая, т.к. тряпочки были сухими- стали мокрыми, потому что ими промокали воду.
Опыт 4
Пин - На нашей планете Земля нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Кто это? (Ответы детей). Правильно: растения, животные, люди.
Пин - Ребята, посмотрите у нас на столе стоят 2 горшка с цветами. Чем они отличаются? Почему? Что надо сделать? (Ответы детей). Правильно, полить цветок с сухой землей. Что стало с землей? Почему? (Ответы детей)
Вывод: Растения без воды засыхают. Чтобы цветок рос, жил, его необходимо поливать.
Пин - кажется, что воды на Земле много. Вон сколько голубой краски на глобусе! Но мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех и долгие годы. Давайте выучим эти простые правила пользования водой.
Пин дарит детям памятки- рисунки, предлагает наклеить их в группе:
«Закрывать кран с водой»
«Не пускать воду сильной струей»
«Набирать столько воды, сколько необходимо»
«Не засорять природные водоемы»
Пин - А теперь, ребята, нам пора прощаться. До новых встреч!
Работа с родителями
Беседы:
«Опытно – экспериментальная деятельность в жизни дошкольников»
«Как правильно организоватть экспериментальную деятельность дома»
«Как организовать игры с водой»
Консультации:
«Соблюдение правил безопасности»
«Игра или экспериментирование»
Рекомендации:
«Экспериментирование и наблюдение во время прогулок»,
«Проведите с детьми дома» (простые опыты),
«Как помочь маленькому Почемучке»
Центр творчества «Нюша»
Творческие встречи с Нюшей:
Рисование на песке
Рисование на бумаге и асфальте: «Краски лета» «Бабочка-красавица» «Какое бывает небо» «Разноцветное лето» «Мир природы» «Мой друг» «Любимые герои сказок» «Красивые бабочки» «Мои игрушки» «Дары природы» «Улыбка природы. Яркое солнышко» «Облака» и др. |
Конструирование: «Дельфины» «Одуванчики» «Цветик – многоцветик» «Насекомые» «Цветок полевой» и др.
|
Поделки из природного материала |
Выставки, конкурсы, экскурсии |
Работа с родителями
1.Беседы:
«Как развивать воображение в рисовании»
«Что рисует ваш ребенок»
«Природа цвета и цвет природы»
2.Консультации:
«О взаимосвязи игры и изобразительной деятельности»
«Изостудия дома»
«Аппликация помогает ребёнку развиваться»
3 ЭТАП (15.08-31.08):
1.Проведение итоговых мероприятий в центрах:
«Крош - спортсмен» - Спортивное развлечение «Летние олимпийские игры»
Плескательный бассейн - создание фотоальбома
«Бараш – юный пешеход» - соревнования «Юный пешеход» (2-4 лет), «Безопасная дорога» (4-7 лет)
«В поход со Смешариками» - игра-соревнование «Юный турист»
« У Кар-Карыча» - калейдоскоп сказок
«Развиваемся с Лосяшем» - КВН
«В лаборатории у Пина» - создание фотоальбома
«Нюша» - выставка рисунков, поделок, аппликаций
«В огороде у Копатыча» - сбор урожая, создание фотоальбома
«Цветник» - проведение экскурсии и создание фотоальбома
«Путешествие по экологической тропе с Ёжиком» - викторина «Лесными тропинками» (4-5лет), «Путешествие в лес» (5-7 лет)
Создание фотоальбома «Лето в компании Смешариков»
Список используемой литературы: