"Что такое туризм?" (из опыта работы в школе)

Сазонов Андрей Викторович

Педагог дополнительного образования, МАОУ лицей №6 г. Благовещенска, Благовещенск Амурской обл.

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сазонов А.В.  "Что такое туризм?" (из опыта работы в школе) // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 07.04.2020).

Заказ № 83931


 

Начать лучше с определения слова "туризм" в целом. В наше время определение "туризма" несколько извращено - туристом называет себя всяк, кто хотя бы на пару дней покидает свою квартиру в пользу смены обстановки. Появились определения туристов-"матрасников" и туристов-"походников". Специфика наших походов такова, что "матрасники" в них просто не выживут. В понимании "матрасника" поход - это пешая прогулка по лесу по асфальтированной дорожке в шортах и шлёпанцах, когда за тобой едет машина сопровождения и везёт все твои вещи, а через каждые 200 метров пути стоит кемпинг с трёхразовым питанием, отапливаемыми домиками, ванной, душем и баней. То есть - без отрыва от цивилизации, примерно по такому принципу организовываются походы в Европе. Либо это в хорошую погоду выйти с палаткой в лес, посидеть там, поиграть в мяч или что-нибудь другое, переночевать в палатке в теплое время года и вернуться домой, а если погода плохая (намечается или идет дождь), то или уйти домой или вообще не ходить. Частный случай туриста-матрасника - человек, выезжающий отдыхать на туристическую базу, и могущий себе позволить разве что небольшие кратковременные вылазки по окрестностям. В нашей же суровой реальности и при ПОЛНОМ ОТСУТСТВИИ развитой туристической инфраструктуры в районах Амурской области и Дальнего Востока, такой, как, скажем, в той же Европе, условия существования человека ВДАЛИ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (в горах, тайге) тяжелее, чем даже в российской армии и их можно охарактеризовать как "выживание" (на самом деле всё выходит не так категорично). Здесь Вам придётся мириться с проливным дождём, холодными ночами спать на жёсткой земле в палатке, обходиться без горячей воды в больших количествах и без телефонной связи, и (о ужас!) придётся самостоятельно нести тяжёлый рюкзак с личными вещами и продуктами питания. Тропа ваша будет лежать через бурелом и по колено в грязи, а за Вашими перемещениями будут пристально наблюдать хищные звери. Но настоящие походники готовы с этим мириться, и воспринимают все тяготы походной жизни философски, потому, что взамен они получают намного больше красот дикой природы, чем это может быть доступно "матрасникам" и, тем более, - тем, кто летает "отдыхать" в жаркие страны.

Походы как «Спортивный туризм»

Спортивный туризм – что это? Для туристов нашей группы это походы, довольно сложные, связанные с переходами, зимой на лыжах, летом пешком, часто до 20 км. в день, с ночевками в палатках и летом и зимой, независимо от погоды. Основная цель – пройти определенный маршрут, имеющий определенное количество километров за строго определенное время. Нормативное количество дней и километров заложено в Едином спортивном классификаторе России, раздел «туризм», и зависит от спортивных разрядов – т.е. за такие походы участники наших путешествий (дети и взрослые) получают спортивные разряды и стремятся их повышать.

Спортивные походы сейчас стали называть «экстремальными». Мы не совсем согласны с таким утверждением – ведь мы хорошо подготовлены (по крайней мере, стараемся), как физически, так и технически (снаряжение, продукты, средства преодоления препятствий), маршруты выбираем по своим силам – это обычный спортивный поход.

Как проходят наши походы:

Большинство наших маршрутов имеют 1-3 степень сложности, то есть - начального уровня. Их могут пройти и дети и люди пожилого возраста. Главное требование к участникам - здоровье, желание пойти в поход и способность провести 2-5 дней в походных условиях, так как никакого домашнего комфорта во время пребывания в походе не предполагается, хотя имеется походный комфорт.

В последнее время мы стали проводить спортивные походы 1-2 категории сложности – растет подготовка ребят и опыт руководителей. Эти походы оформляются в соответствующей маршрутной комиссии, и прохождение их дает право на присвоение взрослых разрядов.

Мы выходим в малонаселенную местность обычно на несколько дней – от 5 до 15. За такое время погода может несколько раз поменяться, а уйти домой мы не можем. В любую погоду нам надо делать переходы по 5-8 часов в день – чтобы пройти необходимое расстояние, требуемое спортивными разрядами, поэтому приходится ходить и в дождь, и в снег. Для этого у нас есть необходимое снаряжение, которое мы стремимся облегчать и усовершенствовать. Сами переходы достаточно тяжелы, приходится преодолевать и подъемы, и спуски, и другие препятствия, а современный образ жизни большинства людей далеко не спортивный. Всем участникам похода приходится преодолевать еще и собственные слабости – физическую неподготовленность, лень, усталость и самое основное – умение ладить в одном узком коллективе с другими такими же людьми, иногда не совсем хорошими по характеру и привычками. Наши люди далеко не всегда приучены к жесткой дисциплине (этого требует безопасность походов) и преодолению трудностей, они хотят, чтобы было все сразу, быстро и без усилий. Пройдя небольшой маршрут и устав, они больше не хотят ходить в походы. Именно поэтому гораздо легче проводить водные походы в виде сплава по реке – там не надо постоянно нести довольно тяжелый рюкзак. Наша цель – изменить отношение к спортивному туризму как к отдыху – это тяжелая ежедневная работа как для руководителя, так и для всех участников похода. И еще это сильнейшее средство воспитания – силы воли, выносливости, толерантности, взаимопомощи, взаимопонимания. Все участники наших походов равны между собой. Именно равенство во всём - в мировоззрении, отношении к походу и к своим обязанностям - создаёт сплочённые коллективы с особым положительным психологическим климатом. А когда поход пройден, то создается мощная ситуация успеха для участников похода, которая очень сильно стимулирует детей и взрослых.

Основная задача в спортивном туризме – безопасность походов. На это нацелены все наши занятия и тренировки – нельзя допускать угрозы жизни и здоровью детей и взрослых. Мы боремся за то, чтобы исключить так называемый «экстрим» в походах. Мы (да и все туристы) должны быть готовы ко всяким неожиданностям в походах – как природным, так и связанным с человеческим фактором. А это уже опыт руководителей и подготовка группы.

Основную роль играет предпоходная подготовка. Она включает все: психологическую совместимость (сейчас ее называют толерантность), физическую подготовку (чем тренированнее люди, тем они устойчивее ко всем условиям похода, более выносливые, быстрее адаптируются к походным условиям, они гораздо легче воспринимают нагрузки), техническую подготовку – умение быстро поставить палатку, преодолеть препятствие, правильно сориентироваться в горах и тайге, материальную подготовку – выбор снаряжения, продуктов, их облегчение и т.д. Собственно, это и есть вся наша работа и задача руководителей, делать это мягко, ненавязчиво, чтобы люди знали, что это сделали они сами.

Когда люди заранее знакомятся, вместе готовятся к походу, тренируются - в самом походе происходит гораздо меньше трений, меньше усталость и недовольство походом. Особую роль играют подготовительные беседы с участниками, совместные тренировки, проведение массовых туристских мероприятий – вечеров, туристских слетов, соревнований и встреч. Когда люди видят, как проходит подготовка, участвуют в ней (а мы должны требовать участия в тренировках), тогда непонимания становится гораздо меньше и снимаются многие опасения у будущих участников сложных походов. Большую роль играет схоженность группы – совместные небольшие тренировочные походы на 1-3 дня. В них проходит притирка характеров детей и взрослых, воспитание психологической совместимости (совместная работа в походе при различной степени усталости, различии характеров, наличия внутренних трений между участниками походов сплачивает их). После каждого похода проходит обсуждение действий и поведения всех участников похода и, надо сказать, это очень действенный способ обучить участников наших походов правильным действиям в различных ситуациях, чтобы в будущем какие-либо негативные моменты не повторялись. Такая подготовка помогает преодолеть страх перед возможным сложным походом. Мы говорим людям: «Мы готовы, у нас есть все продукты, мы защищены от непогоды, мы знаем, как действовать в сложных ситуациях - поэтому нам нечего бояться».

Материальная подготовка похода включает в себя подготовку и обеспечение необходимым снаряжением, для пешеходных походов его нужно немного – палатки, рюкзаки, котелки, коврики, а вместо спальных мешков можно брать легкие одеяла. Перед походом все оно должно быть проверено – и все снаряжение проверяют будущие участники походов, а руководители их ненавязчиво контролируют. Это повышает их ответственность за результат проведения самого похода.

Вторая часть материальной подготовки – продукты питания. Начиная с подготовки первого похода, мы сами определяем меню всего похода, количество продуктов, необходимое для хорошего питания, их вес и калорийность, стараясь не брать лишнего – ведь нести придется самим.

Вообще, туризм очень сильно воспитывает самостоятельность детей и взрослых.

Самостоятельность – развивающееся  качество. В туристическом походе самостоятельность – основное качество. Вот его-то и приходится развивать.

Сначала самостоятельность проявляется в негативной плоскости (неправильное выполнение каких-то действий с точки зрения безопасности). Мотив: «Я все это знаю, и могу делать, нечего меня учить». Но когда люди сталкиваются с походными трудностями, когда их умения входят в противоречие с результатами их же деятельности (не разгорается костер, сыро в палатке, надо приготовить еду, надо помыть посуду), они нервничают, а в сложных ситуациях требуют, чтобы это сделал руководитель. И позже понимают, что требуется заново научиться делать те же действия, но так, как надо. И самим.

В условиях преодоления трудностей походной жизни, природных условий, своих слабостей наши руководители направляют все силы на развитие самостоятельности, собственного мышления, выполнения осознанных действий. Иначе он просто не справится со всей работой в походе. В большинстве случаев это приводит к хорошим результатам, к воспитанию лидеров.

Подготовка к походам заставляет глубже изучать медицину, ОБЖ, географию, экологию, краеведение, что положительно отражается на учебе детей и профессиональной деятельности взрослых.

 

В нашей деятельности происходит развитие личностных качеств детей и взрослых через коллектив, в каждом походе или тренировке создается ситуация успеха, движение от простого к сложному, создается атмосфера толерантности, взаимоуважения, взаимопомощи и дружбы.

 При проведении походов, тренировок и других занятий делается учет возрастных и индивидуальных особенностей участников, их состояния в каждый момент времени, регулируется нагрузка и оказывается помощь при необходимости.

И конечно же, после удачного прохождения выбранного маршрута всем участникам похода присваиваются туристические разряды согласно Единого спортивного классификатора России, раздел «туризм» с занесением их в книжку туриста.

Но, конечно, наша деятельность - это не только спортивные походы. Мы можем участвовать в соревнованиях по туристской технике, готовить команды, как свои, так и по заявке, готовить руководителей команд и руководителей походов. Мы можем брать педагогов школ в свои спортивные походы для подготовки руководителей и повышения туристского опыта, а также проводить совместные походы с другими группами – т. н. сборы. Мы можем организовывать экскурсионные поездки, совмещать походы и отдых, походы и экскурсии – по желанию детей. Подробнее можно посмотреть мою работу на сайте /сазоновтуризм.рф/.