Сказка в жизни дошкольника

Петренко Татьяна Юрьевна

Воспитатель, МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №39", г. Воронеж

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Петренко Т.Ю. Сказка в жизни дошкольника // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 24.04.2024).

Заказ № 82710


Детский мир совершенно не похож на взрослый. Многие из взрослых с теплотой вспоминают, когда мама или бабушка, садились рядом, обнимали, рассказывали или читали сказку. Можно было окунуться в загадочный, волшебный мир чудес, борьбы добра и зла. Многие современные родители, пытаясь заработать на красивую одежду, дорогие игрушки, большую часть времени проводят на работе, а дочь или сын в детском саду. А где же сказка?

Дошкольное учреждение и должно стать местом, где посредством сказочной атмосферы воспитатель сможет реализовать все цели и задачи в воспитании и обучении. Сказка активизирует мышление, тренирует память, развивает воображение и фантазию, становится важным фактором для художественно-эстетического развития детей.

Сказка нас учит правильно поступать в жизни, слушая, дети накапливают для себя жизненные ситуации и задача воспитателя обратить внимание и подвести ребёнка к самостоятельному выводу. Почему колобка съела лиса? Он был ещё маленьким и сам пошёл гулять без взрослых и поверил хитрой лисе. Да, нельзя гулять одному, нельзя разговаривать с незнакомыми, даже если кто-то предлагает вкусную конфетку –верить такому человеку нельзя. Разбирать сказки с детьми интереснейшее занятие. Они очень увлекаются этим, решения порой неожиданные, интересные и даже застенчивые, малоактивные дети вступают в обсуждение.

В младших группах одни и те же сказки читаются несколько раз. Воспитатель должен голосом показывать персонажа сказки. Каждый выбирает свою любимую сказку и просит прочитать её снова и снова. Дени, зная, как будут развиваться события, слушают с интересом. Хорошо, когда все эти сказки есть в красочном оформлении в детской библиотеке. Не умея читать, они берут любимую книжку и очень эмоционально читают её вслух. Сначала для себя, но похвала от воспитателя персонально, а потом и публично приведёт к тому, что «чтение» станет любимым занятием для многих, особенно в утренние часы, когда детей поменьше.

При чтении сказок следует обратить внимание детей на персонажей, их характеры, сделать оценку поступков, спросить на кого они хотели бы быть похожими, на кого нет, почему? А в жизни, какой человек может быть лисой, а кто медведем, или волком? Детям можно предложить проиграть сказку, изменить её, добавить нового персонажа и выяснить, как поступит новый герой, почему? Дети не только находят новое развитие событий, но и основываются на характере нового персонажа. Можно создавать и свою общую сказку. У каждого есть возможность по очереди произнести только одно предложение и неожиданно герои попадают в новое приключение. Этот процесс развивает воспитатель, задаёт вопросы, направляет сказку. Так курица, сбежавшая от бабушки и дедушки, в лесу дружит с зайцем. А почему? Да потому, что и зайца и курицу может съесть лиса, а вместе они смогут остаться в живых, а потом находятся друзья и у лисы. Постепенно дети приходят к выводу, что в дружбе сила и нам нужно дружить и мальчики должны защищать девочек.

Любимые герои рисуются, самостоятельно и под контролем воспитателя. Развиваются творческие способности детей. В рамках программы мы рисуем и осенний и зимний, и весенний лес. И там мы встречаем животных, но это все те же сказочные персонажи. Дети любят рассказывать про свой рисунок и создают свою сказку. В новогоднюю ночь у всех животных общий праздник, запрещено охотиться, обманывать, все становятся друзьями, а вот на других рисунках зайчик всегда прячется от волка или заяц такой большой, что сможет испугать своего врага.

Часто используется приём волшебства: «Закроем глазки и представим…» Театрализованная деятельность помогает перевоплотиться полностью. Во время театрализованной деятельности у детей формируется уважительное отношение друг к другу. Дети познают радость, в преодолении трудностей общения, неуверенности в себе. Использовать можно и куклы для кукольного театра и самостоятельно сделанные персонажи, можно за ширмой, или в импровизированном телевизоре показать сказку. Всё это нравиться детям и они с удовольствием подключаются в сюжетно –ролевую игру «В театр всей семьёй» или «Вся семья у телевизора».

Дети очень любят открытые мероприятия в детском саду, ведь в каждом утреннике есть сказка, сказочный персонаж. Они готовятся, делают пригласительные и очень ждут родителей. Многие родители участвуют в создании костюмов, декораций, вместе с воспитателями работают над образом, интонацией ребёнка. Все окунаются в атмосферу сказки. При постановке сказки А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде», столкнулись при распределении ролей, что никто не хочет быть Балдой. Беседы, работа над образом показали, что умный, находчивый, красавец Балда стал любимцем у многих мальчишек, они и слова, и образ передать могли, любили показывать и образ попа, особенно важную походку.

К сказкам про животных в старшей и подготовительной группе добавляются сказки с людьми. Они также обсуждаются, даётся характеристика персонажей. Дать оценку сложнее. Что можно сказать про Бабу Ягу? Это положительный или отрицательный персонаж? Оцениваются теперь поступки, действия, слова. Дети приходят к выводу, что и они сами и не плохие и не хорошие, а вот это я сделал правильно, хорошо, а здесь я исправлюсь.

Дети олицетворяют себя со сказочными персонажами, или хотят быть на них похожими. Мальчики – богатыри, девочки – принцессы. Воспитатель тоже может использовать сказочных персонажей при оценке действий детей. «Алиса ты так красиво сделала аппликацию, как Марья искусница», «Что случилось, с нашей Лизой, кто превратил её в царевну Несмеяну, надо её расколдовать.»

Речь у детей продолжается развиваться, совершенствуется мыслительная деятельность-умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и сказка в этом большая помощница. Через сказку, дети с увлечением познают мир, и понимают себя.