Жители леса: НОД по экологии для детей 5-6 лет

Мисриханова Аида Мирзебалаевна

Воспитатель, МБДОУ № 7 "Жар-птица", Нижневартовск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мисриханова А.М. Жители леса: НОД по экологии для детей 5-6 лет // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 82884


Цель: закрепить знания детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания.; активизировать словарь по данной теме.

Задачи:

Образовательные: Формировать умение детей различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия. Уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

Развивающие: развитие коммуникативных умений, способствовать развитию связной речи, активизировать словарь.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы.

Вид НОД: интегрированное.

Форма проведения: групповая.

Реализация поставленных задач прослеживается через интеграцию следующих образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно- исследовательская.

Словарная работа: животные, обитатели, берлога, нора, дупло, логово.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, интерактивная доска, набор картинок «животные и их детеныши», картинки с изображением хвостов животных.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло.

Дети: Входят, встают вокруг воспитателя

Воспитатель: Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад нашла письмо!

«Срочно приходите, помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть.

Выручайте, приходите

И нас срочно помирите!» «Жители леса».

Воспитатель: Ну что, отправимся на помощь к животным?

Воспитатель: Скажите, как называют животных, которые живут в лесу?

Дети: Дикие животные.

Воспитатель: Правильно, дикие животные . А как вы думаете, почему их так называют?

Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.

Воспитатель: Для того чтобы помочь животным надо отгадывать загадку.

Загадка: Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой,

Летом по лесу гуляет,

В рот малину собирает. (медведь)

Воспитатель: Посмотрите кто же это?

Дети: Медведь.

Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он?

Дети: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы.

Воспитатель: Правильно, это медведь. А как называют дом медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Как вы думаете, ему тепло или холодно? Почему вы так думаете?

Дети: Мех теплый.

Воспитатель: Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснется

Загадка:

Под кустом, под кустом,

Кто-то с рыженьким хвостом –

Как вы думаете, кто это?

Дети: Лиса

Воспитатель: Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она? Какой у неё хвост?

Дети: Лиса рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост.

Воспитатель: Это лисичка, у лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Лиса хитрая. Часто ее в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет свою шубку. Она и зимой и летом рыжего цвета.

Воспитатель: Как называется дом лисички?

Дети: Нора.

Посмотрите на экране – это лисья нора. Вход в нее узкий, длинный. А внутри нора просторная, удобная

Воспитатель: Зачем лисоньке такой пушистый хвост?

Дети: Следы заметать

Давайте, мы покажем, как лисичка ходит и следы заметает

(Дети имитируют походку лису).

Воспитатель: Загадка.

Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Белочка

Воспитатель: Верно. Рассмотрите белку. Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?

Воспитатель: Где живет белка? Как называется ее домик?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Почему белка так высоко дом свой делает?

Дети: Чтобы другие звери не достали.

Воспитатель: Как белочка от мороза спасается?

Дети: Прячется в дупле и хвостиком вход закрывает.

Загадка: Серый, страшный и зубастый,

Произвел переполох,

Все зверята разбежались

Напугал зверят тех кто?

Дети : волк.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Волк сильный, смелый. Всегда ходит в серой шубке.

Воспитатель: Посмотрите, у волка тоже есть дом, какой он?

Его дом называется логовом.

Загадка: Шуба серая для лета

Для зимы другого цвета. (заяц).

Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?

Дети: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.

Воспитатель: Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?

Дети: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.

Воспитатель: У медведя есть берлога, у волка логово, у лисы нора, у белки дупло, а где же зайка живет? Какой у него домик?

Нет у зайки домика, он под кустом поспал и убежал.

Воспитатель: Ребята, встаньте, давайте возьмем подзорную трубу(руками изображают трубу) и посмотрим на дальнюю полянку вот сюда. Воспитатель вместе с детьми перемещается к одному из столов, на которых разложены картинки.

Игра: «Чей хвост?»

Воспитатель: все ли малыши своих мам нашли?

Дети: Нет, не все. У зайчонка не нашлась мама.

Воспитатель: Скучно зайке одному – давайте с ним поиграем.

Физ-минутка : Зайка беленький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Воспитатель: Игра «Назови детеныша»

Летним днем, простой тропой,

Звери шли на водопой:

За мамой зайчихой прыгал….

Дети: зайчонок.

Воспитатель: За мамой волчицей топал…

Дети: волчонок.

Воспитатель: За мамой лисицей крался…..

Дети: лисенок.

Воспитатель: За мамой медведицей шел ……

Дети: медвежонок.

Воспитатель: За мамой бельчихой скакал…..

Дети: бельчонок.

Воспитатель : Д/и «Найди дом»

Есть у каждого свой дом,

Нам тепло, уютно в нём,

И лесным животным тоже

Домик свой найти поможем.

(Дети называют жилище животного и приклеивают изображение его в нужное место)

Справились! Ну вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?

Воспитатель : «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.

Вот картинки разрезные,

Непонятно, что на них.

Вы картиночки сложите,

Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Дети встают полукругом.

Воспитатель: Вот ребята, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки, сейчас я произнесу волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. «В лес волшебный окунулись, вот и мы теперь проснулись». Вам понравилось наше приключение?

Дети: Да!

Воспитатель: Где мы сегодня побывали?

Дети: В лесу.

Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?

Дети: Диким животным и их детенышам.

Воспитатель: Какие игры вам понравились?

Дети: «Ушки и хвосты», «Мамы и детеныши», «Детеныши животных заблудились»

Воспитатель: Вы все молодцы, замечательно занимались.