Развитие слухового восприятия у детей с ОНР

Калинина Галина Николаевна

Логопед-воспитатель, КОУ ВО Землянская школа-интернат, с. Землянск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Калинина Г.Н. Развитие слухового восприятия у детей с ОНР // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 25.04.2024).

Заказ № 81956


Одновременно с постановкой звуков следует начинать работу по развитию у учащихся слухового восприятия и звукового анализа.

Задача логопеда при проведении коррекционных занятий заключается в развитии у ученика умения вслушиваться в произнесённое им слово, слышать в нём отдельные звуки, отделять их друг от друга, определять количество и последовательность звуков в слове.

При работе над слуховым восприятием должны строго соблюдаться этапы в применении тех упражнений, которые логопед предлагает учащимся. Вначале необходимо научить ребёнка различать изучаемый звук среди других звуков. для этого можно использовать такое упражнение: произносить подряд несколько звуков 4-5, среди которых находится и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и похлопать в ладоши, когда он услышит нужный звук. Чтобы ребёнку было легче сориентироваться, логопед на первых порах выделяет этот звук голосом.

Второй этап- это работа по различению звуков в словах. Предлагаю проводить следующее упражнение: ученику предлагают прослушать слова, которые произносит логопед и хлопнуть в ладоши, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком; логопед называет 3-5 слов, ученик слушает и запоминает только те, в которых имеется изучаемый звук, по просьбе логопеда повторяет эти слова.

Третий этап - это различение звуков в предложениях. нужно дать послушать детям научатся связный текст, в котором они должны выбрать слова с нужным звуком и правильно его произнести.

Затем следует научить детей различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в собственной речи. Предлагаю использовать следующее упражнение: предложить ребёнку несколько предметных картинок с изображением предметов. Ученики должны произнести названия всех картинок и самостоятельно отобрать те из них, те которые начинаются с нужного звука.

Лишь после того как дети самостоятельно различать изучаемый звук в чужой и собственной речи, можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль каждого звука в слове.

Для этого предлагаю проводить упражнения на изменение звуковой формы слова путём изменения одного звука (ром- сом- ком).

Вначале подбираем слова для упражнений, где звук стоит в начале слов в сочетании с гласной, в этой позиции звук легче различается.

Затем подбираем слова, где звук стоит в конце, кроме звонких звуков, которые в конце слова оглушаются.

Лишь после этого звук выделяется из середины анализируемого слова.

Последний этап работы над звуком -это выделение его из сочетания согласных в слоге.

Для облегчения различения звуков в слове можно использовать схемы, где особым цветом выделяется изучаемый звук.

На основе схемы звукового состава слова ребёнок устанавливает порядок звуков в нём и одновременно определяет, какое место занимает в слове изучаемый звук.

На следующем этапе коррекционного обучения учащийся пользуется громким проговаривание слова для вычленения в нём отдельных звуков. И, наконец, действия по звуковому анализу происходят в умственном плане. На закрепление можно использовать такие упражнения: " Назови пятый звук в слове" или " какой звук стоит после..., до...?".

 

Литература:

  1. Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи: методические рекомендации / Ястребова А.В. М.: Просвещение,1976. 112 с.