Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности

Горбань Светлана Ивановна

Воспитатель, МБДОУ №1 ЗАТО Видяево, п. Видяево Мурманской области

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Горбань С.И. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 19.04.2024).

Заказ № 77551


I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ

1.1. Условия возникновения и становления опыта.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированности предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» Одним из условий ФГОС является:

 - формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).

 Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:

 -овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

 -активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

 - обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 -достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

 -может контролировать свои движения и управлять ими;

 - способен к волевым усилиям;

 -проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

 -в игровой деятельности;

 -в процессе специально организованного обучения (кружок).

1.2. Актуальность опыта.

У нас в детском саду «Солнышко» в этом 2015-2016 учебном году начал свою работу кружок «Будущий первоклассник», потому что в мою старшую группу были переведены 6 детей из подготовительной группы. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается:

  • в выявлении проблемы, возникновении идеи опыта, определение целей, постановке задач, выборе методов и средств их решения;
  • в разработке рабочей программы кружка, составления учебно-тематического планирования, корректировке задач, методов, средств достижения цели;
  • кратким описанием методики работы;
  • в оформлении опыта, оценке результатов.

1.4. Длительность работы:

Работа длилась с сентября 2015 по май 2017 года. Включает в себя:

  • разработку рабочей программы кружка «Будущий первоклассник»
  • ежегодное составление тематического планирования;
  • проведение занятий кружка;
  • включением в занятия заданий, дидактических игр и упражнений, направленных на расширение и уточнение словаря, развитие связной речи;
  • в ежегодном подведении итогов работы кружка.

1.5. Диапазон опыта.

Диапазон опыта охватывает предшкольную подготовку детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

1.6. Теоретическая база опыта.

Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.

Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.

«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:

1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.

2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.

3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это – один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.

Дошкольный возраст – этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Он характерен тем, что ведущей деятельностью является игра и весьма важен для формирования личности ребенка.

 

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

2.1. Основная цель работы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

2.2. Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач:

Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;

Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;

Развивать внимание, память;

Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;

Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;

Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.

Развивать графо – моторные навыки;

Формировать навыки учебно – практической деятельности;

Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;

Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.

2.3. Педагогические технологии, применяемые для формирования предпосылок учебной деятельности:

1. Личностно – ориентированное обучение;

2. Коррекционно-развивающее обучение;

3. Игровые технологии.

4. ИКТ - технологии

2.4. Планирование работы

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

  1. Развитие внимания и памяти.
  2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
  3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.
  4. Развитие умственных способностей.
  5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
  6. Развитие волевой готовности ребенка.

Принципы работы при подготовке детей к обучению:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
  • системность и плановость;
  • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • занимательность, непринужденность, игровой характер учебного процесса;
  • развитие интеллектуальных качеств, психических функций: памяти, внимания, воображения, речи, мышления;
  • контакт с родителями: организация бесед по интересующим их проблемам.

В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.

Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.

2.5. Формы организации работы:

Занятия организуются в период с октября по май. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет.

Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.

2.6. Оценка результатов.

По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:

1. Составлять предложения из 3-4 слов;

· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;

· уметь отвечать на вопросы;

· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;

· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

· соотносить цифру с числом предметов;

· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;

· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;

· называть основные признаки времен года.

Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в октябре использовались методика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна -Йерасека. Тест Керна- Йерасека используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:

Графическое копирование фразы из письменных букв.

Срисовывание точек в определённом пространственном положении.

Рисование фигуры человека.

Общая оценка результатов тестирования.

- Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам по 3 балла.

- Группа детей, получивших 4—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.

- Дети, получившие 9—11 баллов, низкий уровень.

2015-2016 учебный год

 Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека.

Ф.И. ребёнка

 Уровень сформированности предпосылок

к учебной деятельности

сентябрь

май

1

Вадим П.

средний (7 баллов)

отсутствовал

2

Лейсан Х.

средний (7 баллов)

отсутствовала

3

Катя Г.

низкий (9 баллов)

средний (5 баллов)

 

4

Катя Ш.

низкий (10 баллов)

средний (6 баллов)

5

Игорь Ю.

средний (8 баллов)

средний (5 баллов)

6

Ира Я.

средний (4 балла)

высокий (3 балла)

 

 В зависимости от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна- Йерасека, согласно приведённой таблице, все дети повысили свой уровень в среднем на 4 балла.

 Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

 Кружковцы закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру с числом предметов и ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года. Научились читать: Ира Я., Игорь Ю., Лейсан Х., Вадим П.

 В течение года дети участвовали в следующих конкурсах и мероприятиях:

Выставка рисунков, посвящённая 110-летию со дня рождения Агнии Барто – Катя Г., Катя Ш.;

Муниципальный конкурс чтецов, посвящённый 110-летию со дня рождения Агнии Барто – Ира Я. (участие);

Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (Номинация «Рисунок», работа «Мои любимые цветы» Ира Я., (лауреат);

Международный творческий конкурс «Дипломкин» (Номинация «Рисунок», работа «Зайку бросила хозяйка» Катя Г. (лауреат);

Международная викторина для дошкольников «Совушка – Всезнайка» Катя Г. (Диплом участника), Катя Ш. (Диплом победителя II степени), Игорь Ю. (Диплом победителя I степени), Ира Я. (Диплом победителя II степени).

2016-2017 учебный год

 Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека. В сентябре и в мае были обследованы 18 детей. Результаты представлены в таблице:

Уровень сформированности предпосылок

к учебной деятельности

уровень

сентябрь

май

высокий

1 человек

6%

3 человека

17%

средний

13 человек

72%

15 человек

83%

низкий

2 человека

11%

-

-

не готов

2 человека

11%

-

-

 Как мы видим из таблицы если на начало учебного года был только 1 человек (6%) с высоким уровнем подготовки к школе, то к концу года их стало 3 (17%) . Двое детей (11%) были не готовы к школе, а у двоих (11%) был низкий уровень готовности, то к концу года эти дети повысили свой уровень до среднего. Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.

 Кружковцы закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру с числом предметов и ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года.

 В течение года дети участвовали в следующих конкурсах и мероприятиях:

Международная викторина для дошкольников «Снежинка» на Интернет - портале «Совушка – Всезнайка»:

Диплом II степени – 1 человек

 Диплом I степени – 7 человек

Международная дистанционная викторина для дошкольников «Рысенок»:

Диплом 2 степени – 3 человека

Диплом 1 степени – 6 человек

Международная дистанционная викторина для дошкольников «Совушка - всезнайка»:

Арина М. (Диплом 2 степени),

 Юра Ч. (Диплом 3 степени),

 Ксения Ж. (Диплом 1 степени);

Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «В стране математике»:

 Соня Ш. (Диплом 1 степени);

Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «Удивительный подводный мир»:

Тимофей А. (Диплом 1 степени),

Настя Б. (Диплом 1 степени),

 Керим Г. (Диплом 1 степени),

 Денис Ц.(Диплом 1 степени);

Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников:

 Саша Г. – 12 место

5 место – 7 человек

 Ксюша Ж. – 1 место

 2 место – 3 человека

Обучение кружковцев в школе.

№ п/п

Фамилия, имя

класс

2016-2017

уч. год

2017 – 2018

уч. год

1

Катя Г.

2 В

4

4

2

 Вадим П.

2 Г

4

4

3

 Катя Ш.

2 Г

4

4

4

 Лейсан Х.

2 В

3

4

5

 Игорь Ю.

2 Б

4

4

6

 Ира Я.

2кл. Ура-Губская СОШ

5

5

 

Качество знаний

%

83,3

100

1

 Тимофей А.

 

 

 

 

 

 

Подготовительная группа ДОУ №1 ЗАТО Видяево

4

2

 Анастасия Б.

4

3

 Кристина В.

4-5

4

 Александра Г.

4-5

5

 Керим Г.

4-5

6

 Алёна Г.

4

7

 Ксения Д.

4-5

8

 Михаил К.

1Красн. край

4

9

 Расима К.

4-5

10

 Арина М.

4

11

 Маргарита П.

4-5

12

 Владислав П.

4-5

13

 Марьяна С.

4 (испытывает трудности по матем)

14

 Денис Ц.

1кл. Ура-Губская СОШ

4-5

15

 Роман Ц.

4-5

16

Денис Ш.

3

17

 Софья Ш.

4-5

18

 Егор Я.

4

 

Качество знаний

%

 

94,4

 

2.7. Взаимодействие с партнёрами.

Работу провожу в тесной связи:

  • с родителями;
  • с воспитателями группы;

Направления совместной работы с родителями:

  • обсуждение, анализ достижений воспитанников;
  • знакомство родителей с содержанием программы кружка, с требованиями, которые предъявляются к ребёнку в школе.

Воспитатели группы оказывают помощь в подготовке к занятиям кружка.

 

Представление опыта работы

В течение всей работы по данной теме я представляла опыт работы на различных уровнях:

20 ноября 2015 - представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» на областном семинаре «Совершенствование педагогической деятельности воспитателя по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях» во время повышения квалификации на курсах в ГАУДПО МО «Институт развития образования» (Свидетельство);

16 ноября 2015 – публикация методической разработки «Программа кружка «Будущий первоклассник для детей подготовительной к школе группе» на международном образовательном портале Маам (Свидетельство о публикации);

18 января 2016 – публикация статьи на тему «Кружок «Будущий первоклассник» как способ формирования предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы» в методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников» № 34 за январь 2016 (Справка – подтверждение);

23 марта 2016 – Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский сад -2016». (Диплом лауреата);

 19 апреля 2016 – Муниципальный круглый стол «ФГОС ДО: от идеи до практики». Выступление на тему «Кружок «Будущий первоклассник», как способ формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»

21 октября 2016 – Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Профессиональное развитие педагога как условие реализации ФГОС ДО» (в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС ДО» по направлению «Дошкольное образование») (Диплом победителя)

Январь 2017 – публикация работы «Кроссворды всякие важны – кроссворды всякие нужны» в Педагогическом журнале в номинации «Педагогическая копилка» (Диплом победителя I степени) ;

11 января 2017 – участие в мероприятии Международная профессиональная олимпиада для работников дошкольных организаций «Воспитатель – это звучит гордо!» (Диплом II степени);

 06 февраля 2017 – Всероссийский дистанционный педагогический конкурс «Лучшая педагогическая разработка» в номинации: Методические разработки / Презентации, название работы «Времена года» (Диплом лауреата I степени);

 31 марта 2017 – участник Всероссийского проекта Педагогическое знание. Победитель во Всероссийской олимпиаде для педагогов «Знание образовательной области ФГОС ДО «Социально – коммуникативное развитие» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОО по ФГОС ДО» (Дипломы победителя 1 место);

15 апреля 2017 – Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации «Требования ФГОС к дошкольному образованию» (Диплом 2 место);

Апрель 2017 – организатор международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников в МБДОУ №1 ЗАТО Видяево (Сертификат и Благодарность).

Заключение

В 2017-2018 году я не веду занятия кружка «Будущий первоклассник». Но программу кружка и разработки занятий используют воспитатели подготовительной группы детского сада для подготовки своих воспитанников к школе.

 

Список литературы:

  1. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя дет. сада / сост. А.К. Бондаренко. М.: Просвещение, 1983.
  2. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  6. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  7. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998.
  9. Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.