Горбань Светлана Ивановна
Воспитатель, МБДОУ №1 ЗАТО Видяево, п. Видяево Мурманской области
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Горбань С.И. Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.05.2025).
Заказ № 77551
I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Условия возникновения и становления опыта.
Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению – желание и умение учиться, а именно сформированности предпосылок учебной деятельности.
Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также в введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает «совокупность групп требований»; соответственно «определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования – это значит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте» Одним из условий ФГОС является:
- формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;
- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела (целевой, содержательный и организационный).
Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров:
-овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
-может контролировать свои движения и управлять ими;
- способен к волевым усилиям;
-проявляет любознательность…способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.
В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:
-в игровой деятельности;
-в процессе специально организованного обучения (кружок).
1.2. Актуальность опыта.
У нас в детском саду «Солнышко» в этом 2015-2016 учебном году начал свою работу кружок «Будущий первоклассник», потому что в мою старшую группу были переведены 6 детей из подготовительной группы. Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного вступления в школьную жизнь. Появилась необходимость создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и продолжить обучение.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается:
1.4. Длительность работы:
Работа длилась с сентября 2015 по май 2017 года. Включает в себя:
1.5. Диапазон опыта.
Диапазон опыта охватывает предшкольную подготовку детей 6-7 лет (подготовительная к школе группа).
1.6. Теоретическая база опыта.
Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Педагогами и психологами доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Эта проблема стояла в свое время перед Л.С. Выготским, определившим ее как «соотношение обучения и развития». Однако ученый лишь наметил пути ее решения. Наиболее полно эта проблема разработана в концепции учебной деятельности Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова.
Оставаясь в рамках познавательной парадигмы, авторы этой концепции разработали представление об эталонной учебной деятельности как познавательной, построенной по теоретическому типу. Реализация ее достигается через формирование у детей теоретического мышления путем специального построения учебного предмета, особой организации учебной деятельности.
«Учебная деятельность» - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике:
1. Иногда учебная деятельность рассматривается как синоним научения, учения, обучения.
2. В «классической» советской психологии и педагогике учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий.
3. В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова учебная деятельность - это – один из видов деятельности дошкольников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
Дошкольный возраст – этап развития ребёнка от 5 до 7 лет. Он характерен тем, что ведущей деятельностью является игра и весьма важен для формирования личности ребенка.
II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
2.1. Основная цель работы – подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.
2.2. Развитие предпосылок к полноценному обучению предполагает решение следующих задач:
Развивать и совершенствовать коммуникативную готовность к обучению: умение внимательно слушать и слышать учителя, подчинять свои действия его инструкциям;
Развивать умения устанавливать временные и пространственные отношения;
Развивать внимание, память;
Формировать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
Формировать общеинтеллектуальные умения: операции анализа, сравнения, обобщения, гибкость мыслительных процессов;
Формировать умения устанавливать причинно – следственные отношения.
Развивать графо – моторные навыки;
Формировать навыки учебно – практической деятельности;
Формировать самоконтроль и самооценку учащихся;
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.
Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
2.3. Педагогические технологии, применяемые для формирования предпосылок учебной деятельности:
1. Личностно – ориентированное обучение;
2. Коррекционно-развивающее обучение;
3. Игровые технологии.
4. ИКТ - технологии
2.4. Планирование работы
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
Принципы работы при подготовке детей к обучению:
В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления. Формируются пространственно-временные отношения.
Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для воспитания звуко-слогового и морфемного анализа слов. Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве. Воспитанники тренируются в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков. Такие задания способствую тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
В каждое занятие включены физкультминутки, тематически связанные с заданиями.
2.5. Формы организации работы:
Занятия организуются в период с октября по май. Продолжительность занятия -30 минут. Возраст детей - 6 - 7 лет.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют школу. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют речевую активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют всестороннему развитию ребенка. В соответствии с возрастными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная работа детей с раздаточным материалом, постановка и разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности.
2.6. Оценка результатов.
По окончании программы будущий первоклассник должен уметь:
1. Составлять предложения из 3-4 слов;
· находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове;
· уметь отвечать на вопросы;
· составлять рассказы по картинке, по серии картинок, из опыта;
· заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
2. Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
· соотносить цифру с числом предметов;
· ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
3. Распознавать знакомые растения и животных на рисунке и в природе;
· перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
· называть основные признаки времен года.
Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в октябре использовались методика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна -Йерасека. Тест Керна- Йерасека используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:
Графическое копирование фразы из письменных букв.
Срисовывание точек в определённом пространственном положении.
Рисование фигуры человека.
Общая оценка результатов тестирования.
- Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам по 3 балла.
- Группа детей, получивших 4—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению.
- Дети, получившие 9—11 баллов, низкий уровень.
2015-2016 учебный год
Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека.
№ |
Ф.И. ребёнка |
Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности |
||
сентябрь |
май |
|||
1 |
Вадим П. |
средний (7 баллов) |
отсутствовал |
|
2 |
Лейсан Х. |
средний (7 баллов) |
отсутствовала |
|
3 |
Катя Г. |
низкий (9 баллов) |
средний (5 баллов) |
|
4 |
Катя Ш. |
низкий (10 баллов) |
средний (6 баллов) |
|
5 |
Игорь Ю. |
средний (8 баллов) |
средний (5 баллов) |
|
6 |
Ира Я. |
средний (4 балла) |
высокий (3 балла) |
В зависимости от скорости и качества выполнения всех заданий в тесте Керна- Йерасека, согласно приведённой таблице, все дети повысили свой уровень в среднем на 4 балла.
Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
Кружковцы закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру с числом предметов и ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года. Научились читать: Ира Я., Игорь Ю., Лейсан Х., Вадим П.
В течение года дети участвовали в следующих конкурсах и мероприятиях:
Выставка рисунков, посвящённая 110-летию со дня рождения Агнии Барто – Катя Г., Катя Ш.;
Муниципальный конкурс чтецов, посвящённый 110-летию со дня рождения Агнии Барто – Ира Я. (участие);
Всероссийский творческий конкурс «Рассударики» (Номинация «Рисунок», работа «Мои любимые цветы» Ира Я., (лауреат);
Международный творческий конкурс «Дипломкин» (Номинация «Рисунок», работа «Зайку бросила хозяйка» Катя Г. (лауреат);
Международная викторина для дошкольников «Совушка – Всезнайка» Катя Г. (Диплом участника), Катя Ш. (Диплом победителя II степени), Игорь Ю. (Диплом победителя I степени), Ира Я. (Диплом победителя II степени).
2016-2017 учебный год
Сводная таблица определения уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна- Йерасека. В сентябре и в мае были обследованы 18 детей. Результаты представлены в таблице:
Уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности |
||||
уровень |
сентябрь |
май |
||
высокий |
1 человек |
6% |
3 человека |
17% |
средний |
13 человек |
72% |
15 человек |
83% |
низкий |
2 человека |
11% |
- |
- |
не готов |
2 человека |
11% |
- |
- |
Как мы видим из таблицы если на начало учебного года был только 1 человек (6%) с высоким уровнем подготовки к школе, то к концу года их стало 3 (17%) . Двое детей (11%) были не готовы к школе, а у двоих (11%) был низкий уровень готовности, то к концу года эти дети повысили свой уровень до среднего. Дети научились составлять предложения из 3-4 слов, находить слова с определённым звуком, определять место звука в слове. Они умеют отвечать на вопросы воспитателя, составлять рассказы по картинке, по серии картинок, заучивать и рассказывать любимые стихотворения наизусть.
Кружковцы закрепили умение называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, соотносить цифру с числом предметов и ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
Они легко распознают знакомые растения и животных на рисунке и в природе, перечисляют в правильной последовательности времена года и суток, называют основные признаки времен года.
В течение года дети участвовали в следующих конкурсах и мероприятиях:
Международная викторина для дошкольников «Снежинка» на Интернет - портале «Совушка – Всезнайка»:
Диплом II степени – 1 человек
Диплом I степени – 7 человек
Международная дистанционная викторина для дошкольников «Рысенок»:
Диплом 2 степени – 3 человека
Диплом 1 степени – 6 человек
Международная дистанционная викторина для дошкольников «Совушка - всезнайка»:
Арина М. (Диплом 2 степени),
Юра Ч. (Диплом 3 степени),
Ксения Ж. (Диплом 1 степени);
Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «В стране математике»:
Соня Ш. (Диплом 1 степени);
Международная дистанционная викторина для дошкольников «К школе готов «Удивительный подводный мир»:
Тимофей А. (Диплом 1 степени),
Настя Б. (Диплом 1 степени),
Керим Г. (Диплом 1 степени),
Денис Ц.(Диплом 1 степени);
Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников:
Саша Г. – 12 место
5 место – 7 человек
Ксюша Ж. – 1 место
2 место – 3 человека
Обучение кружковцев в школе.
№ п/п |
Фамилия, имя |
класс |
2016-2017 уч. год |
2017 – 2018 уч. год |
1 |
Катя Г. |
2 В |
4 |
4 |
2 |
Вадим П. |
2 Г |
4 |
4 |
3 |
Катя Ш. |
2 Г |
4 |
4 |
4 |
Лейсан Х. |
2 В |
3 |
4 |
5 |
Игорь Ю. |
2 Б |
4 |
4 |
6 |
Ира Я. |
2кл. Ура-Губская СОШ |
5 |
5 |
|
Качество знаний |
% |
83,3 |
100 |
1 |
Тимофей А. |
1Б |
Подготовительная группа ДОУ №1 ЗАТО Видяево |
4 |
2 |
Анастасия Б. |
1Б |
4 |
|
3 |
Кристина В. |
1В |
4-5 |
|
4 |
Александра Г. |
1В |
4-5 |
|
5 |
Керим Г. |
1В |
4-5 |
|
6 |
Алёна Г. |
1А |
4 |
|
7 |
Ксения Д. |
1Б |
4-5 |
|
8 |
Михаил К. |
1Красн. край |
4 |
|
9 |
Расима К. |
1Б |
4-5 |
|
10 |
Арина М. |
1А |
4 |
|
11 |
Маргарита П. |
1В |
4-5 |
|
12 |
Владислав П. |
1Б |
4-5 |
|
13 |
Марьяна С. |
1Б |
4 (испытывает трудности по матем) |
|
14 |
Денис Ц. |
1кл. Ура-Губская СОШ |
4-5 |
|
15 |
Роман Ц. |
1В |
4-5 |
|
16 |
Денис Ш. |
1А |
3 |
|
17 |
Софья Ш. |
1Б |
4-5 |
|
18 |
Егор Я. |
1А |
4 |
|
|
Качество знаний |
% |
|
94,4 |
2.7. Взаимодействие с партнёрами.
Работу провожу в тесной связи:
Направления совместной работы с родителями:
Воспитатели группы оказывают помощь в подготовке к занятиям кружка.
Представление опыта работы
В течение всей работы по данной теме я представляла опыт работы на различных уровнях:
20 ноября 2015 - представление опыта работы по теме: «Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» на областном семинаре «Совершенствование педагогической деятельности воспитателя по реализации ФГОС в дошкольных образовательных организациях» во время повышения квалификации на курсах в ГАУДПО МО «Институт развития образования» (Свидетельство);
16 ноября 2015 – публикация методической разработки «Программа кружка «Будущий первоклассник для детей подготовительной к школе группе» на международном образовательном портале Маам (Свидетельство о публикации);
18 января 2016 – публикация статьи на тему «Кружок «Будущий первоклассник» как способ формирования предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной группы» в методическом электронном журнале «Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников» № 34 за январь 2016 (Справка – подтверждение);
23 марта 2016 – Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов дошкольных образовательных учреждений «Современный детский сад -2016». (Диплом лауреата);
19 апреля 2016 – Муниципальный круглый стол «ФГОС ДО: от идеи до практики». Выступление на тему «Кружок «Будущий первоклассник», как способ формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
21 октября 2016 – Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Профессиональное развитие педагога как условие реализации ФГОС ДО» (в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Методическая работа как средство профессионального развития педагога в условиях реализации ФГОС ДО» по направлению «Дошкольное образование») (Диплом победителя)
Январь 2017 – публикация работы «Кроссворды всякие важны – кроссворды всякие нужны» в Педагогическом журнале в номинации «Педагогическая копилка» (Диплом победителя I степени) ;
11 января 2017 – участие в мероприятии Международная профессиональная олимпиада для работников дошкольных организаций «Воспитатель – это звучит гордо!» (Диплом II степени);
06 февраля 2017 – Всероссийский дистанционный педагогический конкурс «Лучшая педагогическая разработка» в номинации: Методические разработки / Презентации, название работы «Времена года» (Диплом лауреата I степени);
31 марта 2017 – участник Всероссийского проекта Педагогическое знание. Победитель во Всероссийской олимпиаде для педагогов «Знание образовательной области ФГОС ДО «Социально – коммуникативное развитие» и «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОО по ФГОС ДО» (Дипломы победителя 1 место);
15 апреля 2017 – Всероссийская олимпиада «Педагогический успех» в номинации «Требования ФГОС к дошкольному образованию» (Диплом 2 место);
Апрель 2017 – организатор международного игрового конкурса по естествознанию «Человек и природа» для дошкольников в МБДОУ №1 ЗАТО Видяево (Сертификат и Благодарность).
Заключение
В 2017-2018 году я не веду занятия кружка «Будущий первоклассник». Но программу кружка и разработки занятий используют воспитатели подготовительной группы детского сада для подготовки своих воспитанников к школе.
Список литературы: