Проекта "Народная игрушка" с детьми 2-3 лет

Викулова Вера Александровна

Воспитатель, Филиал МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка", ХМАО-Югра Советский район пгт. Коммунистический

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Викулова В.А. Проекта "Народная игрушка" с детьми 2-3 лет // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 71962


ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье


 

Аннотация проекта «Народная игрушка»

 Как нет человека без самолюбия, так

 нет человека без любви к отечеству, и эта любовь

дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»

К.Д. Ушинский

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Анкетирование показала, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.) – народные игрушки – 10%.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Считаем, что народная игрушка в воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам и способствует развитию его личности.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Содержание

Пояснение

Название проекта

Народная игрушка

Тип

Ролевой – игровой

Период

краткосрочный

Участники проекта

Педагоги, дети, родители

Целевая группа

Воспитанники 1 младшей группы «Ладушки»

Сроки реализации

22.01.2018г – 26.01.2018г

Основание для разработки проекта

Расширить представление детей о народных игрушках.

 

Цель

Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек .Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.)

 

Задача

1.Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка.

2. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.

  1. Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

 

Ожидаемые результаты

1. Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке.

2. Бережное отношение к окружающим предметам

3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

п/п

Форма работы, тематика

Задачи

Дата проведения

Результат

 

Работа с детьми

1

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Знакомство с окружающим миром»

«Все игрушки хороши – поиграем от души».

 

22.01.2018г

 

2

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Предметная деятельность»

«Расписные игрушки»

 

 

 

23.01.2018г

 

3

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел: «Конструирование»

«Городецкая лошадка»

24.01.2018г

 

4

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

раздел:

 «Рисование»

«Народная игрушки»

25.01.2018г

 

5

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

раздел: «Музыка»

 

 

25.01.2018г

 

 

6

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Развитие речи»

раздел:«Все компоненты речи»

Составление описательного рассказа по предмету: «Мои любимые Игрушки»

26.01.2018г

 

7

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

раздел:

«Физическое развитие»

«Игрушечный парад»

22.01.2018г

24.01.2018г

 

8

 Гимнастика после сна со схемой закаливающих процедур

Комплекс № 10

«Любимые игрушки»

(3-4 неделя января с 15.01.18г. по 31.01.18г)

 

9

Утренней, пальчиковой, артикуляционной гимнастики.

Комплекс № 10

«Игрушечный парад»

 

(3-4 неделя декабря с 15.01.18г. по 31.01.18г)

 

 

Участие родителей

1

Консультация

«Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника»

23.01.2018г

 

2

Консультация

«Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием потешек»

25.01.2018г

 

3

Консультация

«Игрушки в жизни ребёнка»

26.01.2018г

 

4

Оформления стенда

«Семейные традиции».

4 неделя января

 

5

Папка-передвижка

«Русская матрёшка»

постоянно

 

6

Папка-передвижка

«Владеем артикуляционными приемами»

постоянно

 

 

Ресурсы:

Материально – техническое обеспечение: Бумага белая, цветная, кисточки, краски гуашь, цветные карандаши, строительный материал, народные игрушки, конфеты, ленточки атласные, бантики, свечка, костюмы народные, инвентарь из физкультурного уголка.

Информационно - методическое обеспечение: Компьютер, интернет.

Технические средства обучения: магнитофон, диск с детскими песнями.

Методическое обеспечение: книжки-малышки, методическая литература, потешки, стихи, загатки про народные игрушки, картинки, фотокарточки, альбомы с изображением народных игрушек.

Партнеры:

- Родители (законные представители);

- Музыкальный руководитель.

Целевая аудитория:

Реализация проекта «Народная игрушка» предусмотрено с детьми

в возрасте от 2 до 3 лет.

Этапы и сроки реализации проекта:

I этап. Подготовительный

Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»

II этап.Реализация проекта.

Виды деятельности, формы и содержание работы.

-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».

-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их

 познавательной активности.

-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.

 -Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).

-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.

-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».

-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»

-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».

-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.

-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.

-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».

-Театральные представления по теме «Народные игрушки»

-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»

-Экскурсия в горницу.

 

III Заключительный этап.

-К работе прилагается презентация.

-Музыкальные развлечения «В гостях у Петрушки»

- Создание в группе мини –музея «Русская народная игрушка»

 

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Дети 2-3 лет:

- Различают и правильно называют народные игрушки : Неваляшка, Петрушка,

Матрёшка, Дымковская игрушка.

- Бережно относятся к народным игрушкам;

Повысится у родителей:

- заинтересованность в ознакомлении детей с русской народной игрушкой;

- практические навыки совместной с ребенком игры с русской народной игрушкой.

- активность участия в образовательном процессе дошкольников.

Создание в группе мини –музея «Русская народная игрушка»

Перспективы дальнейшего развития проекта

Планируется дальнейшая разработка проекта по направлению темы: «Игрушки народа мира»

Литература:

  1. http://www.10ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка
  2. http://foxi-al.livejournal.com/15962.html - Кукла - помошница хозяйке
  3. http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол
  4. http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm Русская народная игрушка
  5. http://perunica.ru/tradicii/1527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
  6. http://letopisi.ru/index.php/Берегиня народная кукла - Letopisi.ru
  7. http://oxanafa.ru/narkykla/ Народная кукла » Рукоделие и творчество.