Викулова Вера Александровна
Воспитатель, Филиал МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка", ХМАО-Югра Советский район пгт. Коммунистический
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Викулова В.А. Проекта "Народная игрушка" с детьми 2-3 лет // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 71962
ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье
Аннотация проекта «Народная игрушка»
Как нет человека без самолюбия, так
нет человека без любви к отечеству, и эта любовь
дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д. Ушинский
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.
Анкетирование показала, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.) – народные игрушки – 10%.
Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.
Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.
Считаем, что народная игрушка в воспитательно-образовательной работе с детьми раннего возраста на сегодняшний день является чрезвычайно актуальной, поскольку народная игрушка с её чарующим миром ярких и живых образов, глубокой духовностью может стать тем средством обучения и воспитания, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам и способствует развитию его личности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Содержание |
Пояснение |
Название проекта |
Народная игрушка |
Тип |
Ролевой – игровой |
Период |
краткосрочный |
Участники проекта |
Педагоги, дети, родители |
Целевая группа |
Воспитанники 1 младшей группы «Ладушки» |
Сроки реализации |
22.01.2018г – 26.01.2018г |
Основание для разработки проекта |
Расширить представление детей о народных игрушках. |
Цель |
Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек .Знакомство с устным народным творчеством( песенки, потешки и др.) |
Задача |
1.Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка. 2. Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.
|
Ожидаемые результаты |
1. Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке. 2. Бережное отношение к окружающим предметам 3. Использование потешек в определённых жизненных ситуациях |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
№ п/п |
Форма работы, тематика |
Задачи |
Дата проведения |
Результат |
|
|
Работа с детьми |
||||
1 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Знакомство с окружающим миром» |
«Все игрушки хороши – поиграем от души».
|
22.01.2018г |
|
|
2 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Предметная деятельность» |
«Расписные игрушки»
|
23.01.2018г |
|
|
3 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» раздел: «Конструирование» |
«Городецкая лошадка» |
24.01.2018г |
|
|
4 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел: «Рисование» |
«Народная игрушки» |
25.01.2018г |
|
|
5 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел: «Музыка» |
|
25.01.2018г
|
|
|
6 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Развитие речи» раздел:«Все компоненты речи» |
Составление описательного рассказа по предмету: «Мои любимые Игрушки» |
26.01.2018г |
|
|
7 |
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» раздел: «Физическое развитие» |
«Игрушечный парад» |
22.01.2018г 24.01.2018г |
|
|
8 |
Гимнастика после сна со схемой закаливающих процедур |
Комплекс № 10 «Любимые игрушки» |
(3-4 неделя января с 15.01.18г. по 31.01.18г) |
|
|
9 |
Утренней, пальчиковой, артикуляционной гимнастики. |
Комплекс № 10 «Игрушечный парад»
|
(3-4 неделя декабря с 15.01.18г. по 31.01.18г) |
|
|
|
Участие родителей |
||||
1 |
Консультация |
«Роль народных игр и игрушек в воспитание дошкольника» |
23.01.2018г |
|
|
2 |
Консультация |
«Развитие мелкой моторики пальцев рук с использованием потешек» |
25.01.2018г |
|
|
3 |
Консультация |
«Игрушки в жизни ребёнка» |
26.01.2018г |
|
|
4 |
Оформления стенда |
«Семейные традиции». |
4 неделя января |
|
|
5 |
Папка-передвижка |
«Русская матрёшка» |
постоянно |
|
|
6 |
Папка-передвижка |
«Владеем артикуляционными приемами» |
постоянно |
|
Ресурсы:
Материально – техническое обеспечение: Бумага белая, цветная, кисточки, краски гуашь, цветные карандаши, строительный материал, народные игрушки, конфеты, ленточки атласные, бантики, свечка, костюмы народные, инвентарь из физкультурного уголка.
Информационно - методическое обеспечение: Компьютер, интернет.
Технические средства обучения: магнитофон, диск с детскими песнями.
Методическое обеспечение: книжки-малышки, методическая литература, потешки, стихи, загатки про народные игрушки, картинки, фотокарточки, альбомы с изображением народных игрушек.
Партнеры:
- Родители (законные представители);
- Музыкальный руководитель.
Целевая аудитория:
Реализация проекта «Народная игрушка» предусмотрено с детьми
в возрасте от 2 до 3 лет.
Этапы и сроки реализации проекта:
I этап. Подготовительный
Организация предметно-развивающей среды: изготовление дидактических игр, раскраски по теме «Народная игрушка». Подбор методической и художественной литературы по теме «Народная игрушка»
II этап.Реализация проекта.
Виды деятельности, формы и содержание работы.
-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».
-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их
познавательной активности.
-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.
-Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).
-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.
-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».
-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»
-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».
-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.
-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.
-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».
-Театральные представления по теме «Народные игрушки»
-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»
-Экскурсия в горницу.
III Заключительный этап.
-К работе прилагается презентация.
-Музыкальные развлечения «В гостях у Петрушки»
- Создание в группе мини –музея «Русская народная игрушка»
Ожидаемые результаты и социальный эффект
Дети 2-3 лет:
- Различают и правильно называют народные игрушки : Неваляшка, Петрушка,
Матрёшка, Дымковская игрушка.
- Бережно относятся к народным игрушкам;
Повысится у родителей:
- заинтересованность в ознакомлении детей с русской народной игрушкой;
- практические навыки совместной с ребенком игры с русской народной игрушкой.
- активность участия в образовательном процессе дошкольников.
Создание в группе мини –музея «Русская народная игрушка»
Перспективы дальнейшего развития проекта
Планируется дальнейшая разработка проекта по направлению темы: «Игрушки народа мира»
Литература: