Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори" в рамках конкурса "Педагог года-2018"

Чижевская Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования, МБДОУ ЦРР - д/с "Золотой ключик", Ростовская область, город Зерноград

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Чижевская Е.В. Мастер-класс для педагогов по нетрадиционной лепке в технике "Миллефиори" в рамках конкурса "Педагог года-2018" // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 31.03.2020).

Заказ № 73564


ПРИЛОЖЕНИЕ: Презентация к мастер-классу


 

Тема: Лепка в технике миллефиори «Цветочная композиция».

Цель: Расширить знания педагогов в вопросах использования нетрадиционных техник лепки в изобразительной деятельности детей.

Задачи:

- познакомить педагогов с приемами нетрадиционной лепки на примере выполнения работы в технике «миллефиори»;

- донести до педагогов важность использования методов нетрадиционных изобразительных техник в развитии образного мышления, чувственного восприятия, творчества детей;

- рассмотреть «миллефиори» как один из видов изобразительной деятельности и его значение для развития ребенка;

- создать условия для плодотворной творческой деятельности участников мастер-класса;

Форма проведения мастер-класса:

- с педагогами и для них без участия детей;

- лекция с элементами презентации + практическая работа.

Материалы для работы:

 - заготовка панно;

 - пластилин;

 - доска для лепки;

 - емкости с водой;

 - резачок, чеснокодавилка;

 - скалка для раскатывания;

 - стека, деревянная палочка;

 - влажные салфетки;

 - бабочка для декора;

Оформление:

- презентация по теме мастер-класса;

- работы детей и педагога в технике «миллефиори»;

- методические материалы, книги по нетрадиционным техникам лепки.

Оборудование: 3 стола, расставленных полукругом. На каждом столе –материалы и приспособления для лепки.

Структура мастер – класса:

  1. Вступительная часть.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически - демонстрационная часть.

Значение нетрадиционной лепки для развития ребенка.

Миллефиори - как вид нетрадиционной лепки в изобразительной деятельности.

Пояснение основных этапов выполнения элементов композиции в технике «миллефиори».

  1. Практическая часть.

Освоение приемов выполнения элементов цветка в нетрадиционной технике лепки «миллефиори». Выполнение панно «Цветы» в технике миллефиори.

  1. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса:

1. Вступительная часть.

Педагог: Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече! Начать я хотела бы с японской пословицы:

«Расскажи мне - и я услышу,

покажи мне - и я запомню,

 дай мне сделать самому - и я научусь!»

Предлагаю Вам познакомиться с нетрадиционной техникой лепки миллефиори. Миллефиори с итальянского языка переводится как тысяча цветов. Эта техника итальянских стеклодувов применялась для создания мозаичных узоров из стекла. Сегодня технология успешно применяется в работе с полимерной глиной. Здесь она получила название от английского кейн – трость. Я применяю эту технику в своей работе с детьми старшего дошкольного возраста

Сейчас я попрошу выйти желающих 5 человек для участия в мастер – классе. Предлагаю выразить друг другу радость от нашей встречи.

Игра «Давайте поздороваемся»

Педагоги под музыку начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: (будьте внимательны)

• 1хлопок — здороваемся за руку;

• 2хлопок — здороваемся плечами;

• 3хлопок — здороваемся спинами.

Для полноты тактильных ощущений вводится запрет на разговоры во время игры.

Педагог: Я думаю, после игры вам стало намного теплее, веселее, комфортнее. А теперь предлагаю занять места за столами.

Сидим красиво, спины держим ровно. На столе у вас имеются все необходимые инструменты и приспособления при работе с которыми соблюдаем технику безопасности. Об этом я всегда напоминаю своим детям.

Начнем с трости лепестка.

Алгоритм действий:

Возьмем заготовку – белую трость, стекой делаем надрез по всей длине трости, разрезаем не до конца, примерно чуть больше середины. Вставляем в разрез узкую пластину яркого цвета. Выступающие части обрезаем стекой, немного раскатываем трость по рабочей поверхности. Заворачиваем в заготовку – пластину яркого цвета (сиреневый, красный) нашу трость не внахлест. Если края немного не соединились их можно соединить руками, все лишнее обрезаем. Формируем из трости лепесток, для этого сторону, где сделали вставку, по всей длине делаем немного уже. Берем приспособление - резачок, которое я сама изготовила, трость держим вертикально и нарезаем ее. Делать это нужно аккуратно, проволоку фиксировать пальцем на толщине 1,5 мм и протягивать ее плавно параллельно трости. Нарезанные детали откладываем на тарелку.

Теперь берем кусочки пластилина зеленого и желтого цветов, смешиваем их. Во время манипуляции с пластилином у нас происходит естественный массаж - Су-Джок терапия. Дети любят и регулярно делают этот массаж на занятиях, он воздействует на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и профилактики речевых нарушений. Раскатали колбаску. Какого цвета остались пластины? - (зеленого).

Их мы используем для приготовления трости листа. Складываем пластины друг на друга, темную пластину вниз, в центр кладем нашу заготовку и соединяем края, лишнее обрезаем стекой. Формируем лист, он уже чем лепесток, для этого трость с обеих сторон заостряем. Нарезаем таким же способом. Скатываем маленький шар для сердцевины цветка.

Нам осталось составить с вами цветочную композицию на заготовке по собственному замыслу, подключив свое творческое воображение и фантазию. Если композиция готова, приступаем к декорированию. Деревянной палочкой делаем в сердцевине точки. Стекой по краю лепестка делаем насечки, это придаст ему объем и, прорисовываем прожилки на листе.

Замечательные получились цветы, на них непременно должна сесть бабочка – делаем последний штрих!

Наводим порядок на рабочем месте, вытираем руки влажной салфеткой

Теперь рассмотрим ваши работы, замечательные получились панно, вы можете их забрать с собой, они украсят любой интерьер

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Вопросы для рефлексии участников мастер-класса.

• Скажите, вам понравилось работать в технике миллефиори?

• Возник ли у вас интерес к использованию этой техники лепки в рамках учебно - воспитательного процесса?

В заключение мастер-класса хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам. Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашимидетьми.

Подвести итог нашей встречи хочу словами Жан-Жака Руссо:

«Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума»

Спасибо всем, я получила огромное удовольствие от общения с вами!

Желаю Вам творческих успехов!