Волшебная вода: конспект образовательной деятельности

Мальцева Светлана Ивановна

Воспитатель, МАДОУ "Детский сад № 6 "Лукоморье", г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Мальцева С.И. Волшебная вода: конспект образовательной деятельности // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 18.06.2018).

Заказ № 77633


 

Пояснительная записка

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) в подготовительной группе по познавательному развитию «Волшебная вода» имеет познавательно-исследовательскую направленность. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,М. А. Васильевой.. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы:

 - проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД);

- словесный (отгадывание кроссворда, дидактическая игра «Назови источники воды», осуществление свободного общения с взрослыми и детьми, умению выслушивать мнение партнера, высказывать собственные суждения во время практической деятельности, вопросы, пояснение);

- метод обследования, наглядности (проведение эксперимента, зарисовка результатов, опытов, наблюдения).

Непосредственно-образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную.

Целью вводной части является создание положительного эмоционального настроя, развертывание образовательной деятельности.

В этой части образовательной деятельности у воспитанников формируется умение: удерживать образовательную задачу, отвечать на вопросы, самостоятельно выбирать партнера для совместной работы, самостоятельно распределить обязанности лаборанта и ассистента.

Целью основной части является создание условий для приобретения новых знаний. Цель образовательной деятельности реализовала через проведение экспериментов с водой, что способствует уточнению знаний о свойствах воды.

Целью заключительной части является умение анализировать экспериментальную деятельность, делать элементарные выводы: вода прозрачна, не имеет собственной формы, растворяет некоторые вещества, очищается через фильтр; зарисовывать результаты проведенных опытов; подводить итог собственной деятельности.

При проведении заключительной части у воспитанников формировала следующие умения: отвечать на вопросы, логически рассуждать, подводить итог собственной деятельности.

Длительность НОД соответствует СанПин для детей старшего дошкольного возраста – 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим в неделю – 1 занятие.

Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности распределено рационально.

Опираясь на требования СанПин, при организации совместной деятельности, осуществлялась смена динамических поз (стоя на ковре, стоя и сидя за столами, релаксационная пауза, физминутка).

 

Конспект непосредственно -образовательной деятельности.

Тема: «Волшебная вода».

Образовательная область: познавательное развитие.

Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить воспитанников со свойствами воды (прозрачная, не имеет собственной формы, вода-растворитель, фильтруется);
  2. Развивать умение использовать различные способы получения информации: планировать пути достижения цели, проводить эксперименты, фиксировать результат, формулировать вывод.
  3. Воспитывать умение работать в паре, договариваться, выслушивать мнение партнера, высказывать собственные суждения.

Словарная работа: активизация и обогащение словаря воспитанников существительными, прилагательными, глаголами по теме (прозрачна, не имеет формы, вода-растворитель, очищение воды, фильтр, лаборант, ассистент)

Материалы и оборудование: прозрачные сосуды цилиндрической формы, сосуды фигурной формы, фильтровальная бумага, мука, сахарный песок, травяной настой календулы, растительное масло, карты – схемы.

Предварительная работа: рассматривание глобуса, подбор картинок, рисунков с изображением различных источников воды, дидактическая игра «Назови источники жидкости», наблюдения за объектами неживой природы, отгадывание загадок (о воде, инее, снеге, дожде, росе, реке), чтение познавательной литературы, энциклопедий.

Ход занятия

1 Водная часть

(5 мин)

 

 

- Ребята, сегодня наш друг Югорка прислал для нас задание.

(на экране высвечивается схема)

- Как вы думаете, что может быть спрятано в данной схеме? (ответы детей).

(на экране появляется задание: отгадать по буквам ключевое слово темы деятельности).

 

1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «влага», и стоит в нем на первом месте.

2. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «море», и стоит в нем на втором месте.

3. В третьей клеточке запишем букву, которая стоит на первом месте в слове «дождь».

4. В четвертой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «роса», и стоит в нем последней.

 (Дети выполняют задание в парах, находят необходимую букву, по возможности записывают букву в клетку. Читают ключевое слово).

-Ребята, вы догадались, о чем мы будем разговаривать? (ответы детей: о воде)

 

2. Основная часть: экспериментальная деятельность.

Актуализация знаний.

 

-Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Как вы думаете, почему?

- Какие источники воды вы знаете?

*Дидактическая игра «Назови источники воды».

-Предлагаю детям назвать источники воды.

(Передавая мяч друг другу, воспитанники называют источники воды: вода в кране, река, дождь, море, снег, туман, иней, яблоко, роса и т.д.)

-Как вы думаете, что было бы на земле если бы не было воды? (ответы детей: погибли растения, умерли все животные, кругом был один песок…)

-Ребята, а что еще вы знаете о воде? (ответы детей: на земле очень много воды, папа рассказывал, что вода в реке пресная, а в море соленая; вода есть глубоко в земле, мы с бабушкой в деревне ходили за водой на колодец…)

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез.

- Ребята, Югорка хотел бы узнать можно ли смотреть сквозь воду? (ответы детей: когда мы купались на море я видела дно; если отпустить стеклянный шарик в стакан, то его не будет видно; мы видим, как плавают рыбки в аквариуме, значит вода прозрачна)

-Что будет если в воду положить соль и сахар? (ответы детей: сахар и соль в воде растворяются, а камни нет; если в воду добавить песок или землю, то в вода станет грязной; если в кипяченую воду добавить заварку, то вода станет коричневого цвета…)

- Как очистить грязную воду? (ответы детей: отстоять воду, пропустить через фильтр…)

- Где мы можем получить информацию о свойствах воды и проверить наши предположения?

(ответы детей: посмотреть передачу по телевизору, почитать энциклопедию, найти ответ через компьютер, проверить в лаборатории…)

Проверка достоверности собственных знаний

Для стимулирования эмоционально-познавательной деятельности и инициативы воспитанников использовала игровую ситуацию – работа в мини лаборатории, в которой воспитанникам предложено выполнить роль «лаборантов» и «ассистентов» («лаборанты» - проводят опыты, «ассистенты» фиксируют результаты экспериментов.

 Эксперимент № 1 «Вода - прозрачна».

Вопросы: Вода – прозрачна? Как это проверить?

Задание: налить воду в стаканчики. посмотреть в сквозь её вокруг, опустить в воду предметы, зарисовать результат. Предложить найти прозрачные предметы в группе (стекло в окне, стакан, аквариум). При возникновении трудностей в выполнении задания предложить помочь другим детям.

(Дети высказывают свое мнение, делают вывод:

Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода – прозрачная.)

Эксперимент № 2: «Вода имеет или не имеет

 собственной формы».

Задание: Разлить воду по сосудам разной цилиндрической формы и опустить в них мелкие предметы. Обратить внимание на их форму.

Вопросы: Предметы остались такими же? Что произошло с водой? Что же стало с ее формой? Она изменилась? Что произойдет, если мы ее прольем на пол

Дети высказывают свое мнение, делают вывод:

Вода немного искажает предметы, но их хорошо видно. Вместе с воспитателем формулируют одно из свойств воды: чистая вода – прозрачная.

(Дети отмечают, что форма во всех сосудах разная. Одни высокие и узкие, другие широкие и низкие, третьи «пузатые» и т.д. Форма предметов совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат. В отличие от твердых тел вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. А если мы случайно выплеснем немного воды на пол, то она растечется по плоскому полу лужицей).

Эксперимент № 3: «Вода-растворитель»

На столе в сосудах находятся разные вещества. Определить, что это за вещества.

Напомнить о необходимости соблюдения определенных мер безопасности при определении веществ: нельзя пробовать вещества на вкус, нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой.

Вопросы: Как вы думаете, вода может растворить вещества? Как в этом убедиться?

Предложить провести эксперимент: растворить в воде муку, сахар, раствор календулы и растительное масло; зарисовать результат, подвести детей к формулировке вывода.

(Дети выдвигают предположение, совместными усилиями определяют, что на столе находятся мука, сахар, растительное масло и настой календулы. Растворяя вещество дети приходят к следующим выводам: сахар быстро растворяется в воде, вода при этом остается прозрачной, но чуть-чуть мутной; мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной, после того как стаканчик с водой немного постоит, мука и крахмал оседают на дно; настой календулы растворяется в воде быстро, вода при этом изменяет цвет; масло не растворяется в воде, оно плавает на поверхности в виде желтой пленки или желтых капель.)

Эксперимент № 4: «Очистка воды»

Вопрос: Как можно очистить воду?

-Самый простой фильтр можно сделать из фильтрованной бумаги. Показать способ изготовления фильтра, предложить «лаборантам» отфильтровать воду, понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, «ассистентам» зарисовать результат.

(Дети высказывают свои предположения о способах очистки воды. По окончанию процесса фильтрования воспитанники делают следующие выводы: масло удалось отфильтровать быстро и легко, потому что оно не растворилось в воде. На фильтре хорошо видны следы масла; хуже отфильтровать вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, раствор календулы; после фильтрования раствора с мукой в отфильтрованном растворе остались мелкие частички, которые прошли через фильтр. Большая часть муки осела на фильтре)

Введение в систему знаний.

 

 

-Какие опыты мы сегодня проводили? (ответы детей: опускали предмет в стакан с водой, переливали воду в сосуды разной формы, растворяли в воде муку сахар растительное масло и раствор календулы, пропускали воду через фильтр…)

 -Предложила детям оценить свою деятельность. Фишками синего и красного цвета обозначить на картах удачно и неудачно проведенные опыты, проанализировать свои действия: что не получилось и почему.

Итог занятия.

Рефлексия.

 

Общий вывод экспериментальной деятельности помогают сформулировать карты, зарисованные «ассистентами».

Предлагаю рассмотреть их и ответить на вопрос «Что мы расскажем Югорке о воде». (ответы детей: чистая вода прозрачна, через нее можно рассматривать предметы, вода принимает форму сосуда, в который ее наливают; вода растворяет, но не все вещества; не всю грязную воду можно очистить через фильтр)

-Как мы расскажем Югорке о том, о чем сегодня узнали. (Ответы детей. Дети предлагают отправить зарисованные карточки Югорке письмом)