Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

Быховец Любовь Александровна

Воспитатель, МДОУ д/с № 179 о.в, г. Магнитогорск

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Быховец Л.А. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 71991


«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние), учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие – двумя руками);
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек – пирамид, матрешек и др.;
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
  • движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом веселые стихи, которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. На основе исследований современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование создала картотеки пальчиковых игр, провожу кружок «Игралочка».

Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.

Перспективный план работы кружка «Игралочка»

Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Задачи:

  1. Закрепить знакомые пальчиковые игры,
  2. Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений.
  3. Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.
  4. Развивать творческое воображение.
  5. Развивать чувства ритма, темпа, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом

Тема/срок

Программное содержание

Методическая литература

Сентябрь

 

 

Тема недели

«Детский сад»

 

 

«В детский сад идти пора»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 26)

Тема недели

«Дары осени»

 

 

«Капустка»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 14)

 

Тема недели

«Краски осени»

 

 

«Дождик, дождик»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 2)

Октябрь

 

 

Тема недели

«Я в мире человек»

 

 

«Человечки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 33)

 

Тема недели

«Я вырасту здоровым»

 

 

«С добрым утром!»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 50)

Тема недели «Животные птицы»

 

 

«Лошадки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 15)

 

Тема недели «Транспорт»

 

 

«Пароход»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 5)

 

Ноябрь

 

 

Тема недели

 «Дружба» (День народного единства)

 

 

«Дружат наши дети»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 20)

Тема недели

«Наш быт»

 

 

«Очки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 3)

Тема недели «Наш дом Южный Урал»

 

 

 «Ладушки, ладушки»

 

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 7)

Тема недели

«Кто как готовится к зиме?»

 

 

 «Белка»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 30)

Декабрь

 

 

Тема недели «Здравствуй, Зимушка-Зима»

 

 

«Зима»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 23)

 

Тема недели

«Город мастеров»

 

 

«За работу»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 39)

 

Тема недели

«Новый год шагает по планете»

 

 

«Ёлочка»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры»

(карточка № 64)

Январь

 

 

Тема недели

«В гостях у сказки»

 

 

«Обед у слона»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 65)

Тема недели

«Этикет»

 

 

«Повстречал ежонка ёж»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 38)

 

Февраль

 

 

Тема недели

«Азбука безопасности»

 

 

«Пальцы в гости приходили»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

 

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 44)

 

Тема недели

 «Наши защитники»

 

 

«Вася, Петя, Миша, Боря»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 47)

Тема недели

«Мой дом, мой город, моя страна, моя планета»

 

 

«На полянке дом стоит»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 25)

Март

 

 

Тема недели «Женский день»

 

 

«Колокольчики»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

 Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 17)

Тема недели

 «Народная культура и традиции»

 

 

«Сорока»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 27)

Тема недели «Волшебница вода» (Всемирный день земли, всемирный день водных ресурсов)

 

 

«Рыбки»

Улучшает память и восприимчивость ребенка , развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 8)

 

Тема недели «Книжкина неделя»

 

 

«Из-за леса, из-за гор»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 28)

Апрель

 

 

Тема недели «День смеха», «Цирк», «Театр»

 

 

«Улитка, улитка»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 31)

Тема недели «Приведём планету в порядок», «Космос»

 

 

«Дятел»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 45)

 

Тема недели «Встречаем птиц»

 

 

«Полетели птички»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 37)

 

Тема недели

«Весна шагает по планете»

 

 

«Пришла весна»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 13)

Май

 

 

Тема недели

«Праздник весны и труда»

 

 

 «На лужок»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 22)

 

Тема недели

«День победы»

 

 

«Еду к деду, еду к бабе»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 10)

Тема недели

«Моя семья»(Международный день семьи)

 

 

«Моя семья»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 57)

Тема недели

«Вот какие мы большие»

 

 

«Ноги ходят по дороге»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 9)

 

 

Июнь

 

 

Тема недели «Международный день защиты детей»

 

 

«Будем пальчики считать»

 

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 18)

Тема недели

«Моя родина Россия» (День независимости России)

 

 

«Пальчики»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 52)

Тема недели

«Краски лета» (травы, цветы, насекомые)

 

 

 «Хоровод среди цветов»

 

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

 

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 16)

Тема недели

«Наш город- наша гордость»

 

 

«Замок»

 

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 61)

Июль

 

 

Тема недели

«Моя семья» (День семьи, любви и верности)

 

 

«Пальцы – дружная семья»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 59)

Тема недели «Уральские писатели -детям»

 

 

«Утро настало»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

 

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 56)

Тема недели

«Город металлургов» (День металлурга)

 

 

«Пять пальчиков»

 

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 58)

Тема недели

 «Малые олимпийские игры»

 

 

«Пошли пальчики гулять»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 60)

Август

 

 

Тема недели

«День физкультурника»

 

 

«Скорее, мышка, домой»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 54)

Тема недели

«Мы построим город наш» (День строителя)

 

 

«Мы рисуем бегемота»

 

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

 

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 43)

Тема недели

 «Мой огород» (Витаминная неделя)

 

 

«У Лариски - две редиски»

Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.

Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 66)

 

Литература:

  1. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет. М.: РИПОЛ классик 2007.
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. М.: Издательство АСТ, 1999.
  3. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  4. https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10045/