Быховец Любовь Александровна
Воспитатель, МДОУ д/с № 179 о.в, г. Магнитогорск
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Быховец Л.А. Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.02.2025).
Заказ № 71991
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Это подвижные физкультминутки прямо за столом веселые стихи, которые помогут детям стать добрее. Можно просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят. На основе исследований современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”. Я выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на перспективное планирование создала картотеки пальчиковых игр, провожу кружок «Игралочка».
Пальчиковые игры это – дидактический и развивающий материал, который мы активно используем в работе с малышами. Все пальчиковые игры проводятся тремя способами: 1. Взрослый сам выполняет движения – ребёнок смотрит. 2. Взрослый выполняет движения ручками ребёнка. 3. Ребёнок выполняет движения своими ручками.
Перспективный план работы кружка «Игралочка»
Цель: Переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Задачи:
Тема/срок |
Программное содержание |
Методическая литература |
|
Сентябрь |
|
|
|
Тема недели «Детский сад» |
|
|
|
«В детский сад идти пора» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 26) |
|
Тема недели «Дары осени» |
|
|
|
«Капустка»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 14)
|
|
Тема недели «Краски осени» |
|
|
|
«Дождик, дождик» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 2) |
|
Октябрь |
|
|
|
Тема недели «Я в мире человек» |
|
|
|
«Человечки» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 33)
|
|
Тема недели «Я вырасту здоровым» |
|
|
|
«С добрым утром!»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 50) |
|
Тема недели «Животные птицы» |
|
|
|
«Лошадки» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 15)
|
|
Тема недели «Транспорт» |
|
|
|
«Пароход» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 5)
|
|
Ноябрь |
|
|
|
Тема недели «Дружба» (День народного единства) |
|
|
|
«Дружат наши дети» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 20) |
|
Тема недели «Наш быт» |
|
|
|
«Очки» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 3) |
|
Тема недели «Наш дом Южный Урал» |
|
|
|
«Ладушки, ладушки»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 7) |
|
Тема недели «Кто как готовится к зиме?» |
|
|
|
«Белка» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 30) |
|
Декабрь |
|
|
|
Тема недели «Здравствуй, Зимушка-Зима» |
|
|
|
«Зима» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 23)
|
|
Тема недели «Город мастеров» |
|
|
|
«За работу» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 39)
|
|
Тема недели «Новый год шагает по планете» |
|
|
|
«Ёлочка»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 64) |
|
Январь |
|
|
|
Тема недели «В гостях у сказки» |
|
|
|
«Обед у слона» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 65) |
|
Тема недели «Этикет» |
|
|
|
«Повстречал ежонка ёж» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 38)
|
|
Февраль |
|
|
|
Тема недели «Азбука безопасности» |
|
|
|
«Пальцы в гости приходили» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.
|
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 44)
|
|
Тема недели «Наши защитники» |
|
|
|
«Вася, Петя, Миша, Боря» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 47) |
|
Тема недели «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета» |
|
|
|
«На полянке дом стоит»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 25) |
|
Март |
|
|
|
Тема недели «Женский день» |
|
|
|
«Колокольчики»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 17) |
|
Тема недели «Народная культура и традиции» |
|
|
|
«Сорока» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 27) |
|
Тема недели «Волшебница вода» (Всемирный день земли, всемирный день водных ресурсов) |
|
|
|
«Рыбки» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка , развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 8)
|
|
Тема недели «Книжкина неделя» |
|
|
|
«Из-за леса, из-за гор» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 28) |
|
Апрель |
|
|
|
Тема недели «День смеха», «Цирк», «Театр» |
|
|
|
«Улитка, улитка» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 31) |
|
Тема недели «Приведём планету в порядок», «Космос» |
|
|
|
«Дятел» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 45)
|
|
Тема недели «Встречаем птиц» |
|
|
|
«Полетели птички» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 37)
|
|
Тема недели «Весна шагает по планете» |
|
|
|
«Пришла весна»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 13) |
|
Май |
|
|
|
Тема недели «Праздник весны и труда» |
|
|
|
«На лужок»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 22)
|
|
Тема недели «День победы» |
|
|
|
«Еду к деду, еду к бабе»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 10) |
|
Тема недели «Моя семья»(Международный день семьи) |
|
|
|
«Моя семья»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 57) |
|
Тема недели «Вот какие мы большие» |
|
|
|
«Ноги ходят по дороге»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 9)
|
|
Июнь |
|
|
|
Тема недели «Международный день защиты детей» |
|
|
|
«Будем пальчики считать»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 18) |
|
Тема недели «Моя родина Россия» (День независимости России) |
|
|
|
«Пальчики»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 52) |
|
Тема недели «Краски лета» (травы, цветы, насекомые) |
|
|
|
«Хоровод среди цветов»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.
|
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 16) |
|
Тема недели «Наш город- наша гордость» |
|
|
|
«Замок»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 61) |
|
Июль |
|
|
|
Тема недели «Моя семья» (День семьи, любви и верности) |
|
|
|
«Пальцы – дружная семья» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 59) |
|
Тема недели «Уральские писатели -детям» |
|
|
|
«Утро настало»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.
|
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 56) |
|
Тема недели «Город металлургов» (День металлурга) |
|
|
|
«Пять пальчиков»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 58) |
|
Тема недели «Малые олимпийские игры» |
|
|
|
«Пошли пальчики гулять» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 60) |
|
Август |
|
|
|
Тема недели «День физкультурника» |
|
|
|
«Скорее, мышка, домой» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 54) |
|
Тема недели «Мы построим город наш» (День строителя) |
|
|
|
«Мы рисуем бегемота»
|
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало.
|
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 43) |
|
Тема недели «Мой огород» (Витаминная неделя) |
|
|
|
«У Лариски - две редиски» |
Улучшает память и восприимчивость ребенка, развивают мелкую моторику рук. Активизирует речь детей. Развивает творческое начало. |
Картотека «Пальчиковые игры» (карточка № 66) |
Литература: