Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе

Сураева Татьяна Алексеевна

Учитель основ религиозной культуры и светской этики, МБОУ "Гимназия №1", Абдулино

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Сураева Т.А. Духовно-нравственное воспитание учащихся в современной школе // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 28.03.2024).

Заказ № 71143


 

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

Приобщение обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не должно противоречить основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Среди государственных документов, определяющих приоритетное значение формирования знаний по религиозной культуре и истории религии народов России, необходимо отметить Концепцию национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г. № 201). В Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию. В частности, в документе подчеркивается, что национальная образовательная политика Российской Федерации направлена на создание оптимальных условий для этносоциокультурного развития юных граждан Российской Федерации и преследует триединую цель:

1) создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов, граждан полиэтничной России;

2) содействие средствами образования политике российского государства, направленной на консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию;

3) создание необходимых условий, обеспечивающих формирование этнокультурной и общероссийской гражданской самоидентификации обучающихся.

В федеральном государственном образовательном стандарте общего образования в рамках обязательных предметов («История Отечества», «Окружающий мир», «Литература», «Всеобщая история», «История России», «Обществознание», «Изобразительное искусство») для основного общего образования предусмотрено изучение истории и культуры религии, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России иудаизм, православие, ислам и буддизм. Кроме того, знания об исторических и культурных основах мировых религий могут преподаваться в форме факультативных занятий, элективных или специальных курсов, а также в различных формах внеучебной познавательной и воспитательной деятельности. Используемые в настоящее время учебники по истории, литературе, обществознанию содержат значительный объем материала по духовной культуре, быту, традициям народов России и мира.

«Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства».

Однако такая важная и сложная задача духовно-нравственного воспитания нашей молодежи остается трудно решаемой, особенно для школы, так как условия для этого могут быть созданы в полной мере только в семье. Семейное воспитание, к сожалению, все больше ослабевает. Противоречивые целевые подходы к воспитанию в семье и школе приводят к конфликтам, внешним и внутренним. Ребенок слышит противоположные установки и ему трудно сделать выбор, где же правда.

И как бы мы педагоги не старались, если нет поддержки дома, не будет и результатов. Семья является основной средой, в которой совершается процесс непрерывного образования, именно она хранит в себе традиции и культуру своего народа.

Воспитательную работу трудно разделить на патриотическую, духовно-нравственную, эстетическую или какую-либо другую составляющую. Весь образовательный процесс нацелен на воспитание личности ребенка. Один и тот же ресурс может служить воспитанию самых разнообразных личностных качеств.

Определяя личность как человека, обладающего таким уровнем психического и социального развития, что он способен управлять своим поведением и деятельностью, и своим психическим развитием. Главным признаком личностного развития выступает его способность поступать по внутреннему убеждению в самых сложных житейских ситуациях, не перелагать ответственность на других, проявлять свою волю, свой характер. Личность характеризует умение разобраться не только в себе, но и в желание понять окружающих, учитывать их интересы, желания, привычки, настроение.

Самый действенный прием воспитания – собственный пример. Учителя – для учащегося, руководителя – для учителей и учащихся. В сельской местности учитель еще пример для родителей и односельчан. Мы начинаем осознавать, что наши слова не должны расходиться с делами. А дело у нас одно – воспитание достойного гражданина своего Отечества, готового жертвовать ради общего блага, способного любить и защищать свою семью, свою Родину.

Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса «Основы православной культуры». Кроме того, в процессе раскрытия духовно-нравственного потенциала содержания учебных предметов обозначена проблема интеграции знаний, представлений в единой картине мира. Таким интегрирующим курсом является предмет «Основы православной культуры», рекомендованный Министерством образования России в форме факультатива или регионального, школьного компонентов базисного учебного плана.

Предоставление учащимся возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы. В настоящее время существуют различные учебные программы культуроведческого, религиозного характера, в которых выстроена система образования в области православной культуры. Данные материалы обобщены на уровне Координационного совета по взаимодействию Министерства образования Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Результаты обобщения представлены в виде рекомендаций по введению основных образовательных элементов в содержание учебного предмета «Основы Православной культуры».

Курс «Основы светской этики» призван формировать семейные ценности и традиции, рассказывать о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим. На уроках этики происходит формирование у детей первичных представлений о культуре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи». На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба. Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь культура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности. Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.