Групповая работа на уроках истории как средство развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий

Козлова Кристина Сергеевна

Учитель истории и обществознания, ЛГ МАОУ "СОШ №3", г. Лангепас

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Козлова К.С. Групповая работа на уроках истории как средство развития у обучающихся коммуникативных универсальных учебных действий // Совушка. 2018. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 22.08.2018).

Заказ № 71094


 

Аннотация. Рассматривается организация групповой работы на уроке истории в 5 классе, характеризуется деятельность учителя и деятельность ученика на каждом этапе урока. Описываются преимущества использования групповой формы обучения на уроках истории.

Ключевые слова. Универсальные учебные действия, групповая форма работы, учебное сотрудничество, коллективное обсуждение, оценочный суждения.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», писал – Л.С. Выготский и называл это «зоной ближайшего развития» [1, с. 264].  Такое обучение приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоинством ребенка [3, с.64-65].

Еще 15-20 лет назад групповая форма работы на уроке была редкостью. Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.

Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самый «активные», поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.

В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна производиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образов, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся [3, с.66].

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, планируют деятельность. Кроме того, работа в группе даёт школьникам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу, например, робкие или слабые ученики.

Группы могут выполнять одинаковые или разные задания. В зависимости от этого различают единую и дифференцированную групповую работу, причём в обоих случаях она тесно связана с фронтальной и индивидуальной работой учащихся. Оптимальный состав групп – 5-7 человек. Состав групп непостоянный и, как правило, определяется самими учениками, учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между ребятами.

Групповая работа может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: выполнения заданий и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, в группах организуется самостоятельная работа, но выполнение дифференцированных групповых заданий приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, поскольку позволяет освободиться от субъективности.

Групповая работа предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к такой работе или высказывать своё недовольство тому, кто отказывается от неё (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, чтобы избежать утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины и т.п.

К тому же педагогу нередко приходится прикладывать усилия по налаживанию взаимоотношений между учениками. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой [2, с.77-78].

Групповая работа на уроке может применяться на различных этапах урока. Наиболее применима и целесообразна она при отработке навыков разговорной речи, при изучении исторических источников, различных исторических документов и текстов. Она позволяет максимально использовать такие формы работы, как коллективные обсуждения, взаимные консультации при одновременной интенсивной самостоятельной работе.

Использование групповой работы покажем на примере фрагмента урока истории России по теме: «Первые известия о Руси». Основные вопросы, которые необходимо рассмотреть на данном уроке:

  1. Происхождение народа русь.
  2. О чем говорит археология?
  3. Споры норманистов и антинорманистов.

Наиболее целесообразным использование групповой работы будет на этапах введения в новый материал и практической работе по теме урока.

Класс делится на три группы. Первая группа исследует версию происхождения народа русь. Вторая группа исследует версию о происхождении Руси. Третья группа сопоставляет норманнскую и антинорманнскую теории.  Каждая группа получает кейс, который содержит набор вопросов и дополнительный материал по теме урока. Каждый обучающийся получает рабочий лист, в котором будет отражать все ключевые вопросы по изучаемой теме, фиксировать основные положения выступающих от каждой группы.

Примерные вопросы для первой группы:

-       Как трактует «Повесть временных лет» слово «русь»?

-       Что говорят о народе русь иностранные авторы?

-       К каким выводам мы пришли?

-       Когда и каким образом варяги пришли на княжение в восточнославянские земли?

Примерные вопросы для второй группы:

-       Когда в землях восточных славян появляются поселения пришельцев из-за моря?

-       Где располагались эти поселения?

-       Когда и где появился Новгород?

-       К какому выводу пришли многие археологи?

-       Каковы были главные занятия норманнов?

-       Почему с восточными славянами варяги имели почти дружеские отношения, в то время как на Западе они внушали ужас местным жителям?

Примерные вопросы для третьей группы:

-       Почему вопрос о происхождении Руси вызывает споры историков?

-       Охарактеризуйте взгляду историков-норманистов

-       Охарактеризуйте взгляду историков-антинорманистов

-       Чье мнение (норманистов или антинорманистов) вы считаете более убедительным?

Группа получает сразу несколько вопросов, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. После изучения материала в учебники, знакомства с дополнительными обучающиеся в своих группах делают общий вывод по изучаемым вопросам. Вывод каждой группы обобщает, систематизирует и конкретизирует учитель.

Групповая работа характеризуется непосредственным взаимодействием обучающихся, их совместной согласованной деятельность, при которой нет постоянного контакта с учителем без крайней необходимости. Применяя групповую форму работы на уроке истории, мы развиваем такие коммуникативные умения как умение обучающихся аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, давать свои оценочные суждения.

Преимущества групповой учебной работы на уроке истории:

  1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.
  2. Обучающиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
  3. У обучающихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение в группе.
  4. Обучающиеся понимают, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.
  5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  6.  Развивается чувство товарищества, взаимопомощи, сопереживания за команду.

Преимущества использования групповой формы работы особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Работа обучающихся в группе даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Обучающиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. «Сильные» ученики начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа. Учебное пространство становится для детей местом творческого полёта, реализации своего интеллектуального и творческого потенциала.

Как показывает моя педагогическая практика, применение групповой формы работы обучающихся способствует увеличению интереса к изучению предмета «история», глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию со сверстниками, лучше её усваивает, у обучающихся увеличивается активность продуктивной работы на уроке.

Список литературы.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4., 1984.
  2. Герасимова, О.В. Групповая работа на уроке истории как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников // Начальная школа плюс до и после, 2011. №5. С.77-78.
  3. Метапредметный подход в обучении школьников / авт-сост. С. В. Галян., 2014.
  4. Климонова Г.Н. Опыт организации групповой работы на уроках // URL:  www.eidos.ru/journal/2008/1218.htm (Дата обращения 08.04.2015).